Слушать новости
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Новости науки

Ученые нашли мутацию, мешающую спать ночью

Прослушать новость
Остановить прослушивание

Поздний отход ко сну может быть обусловлен генетической аномалией, выяснили специалисты из Калифорнийского университета. Исследование было опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Синдром задержки фазы сна — хроническое расстройство циркадного ритма, при котором человек засыпает далеко за полночь и поздно просыпается. Сон при этом остается качественным и имеет нормальную продолжительность, а попытки перестроиться на другой режим приводят лишь к недосыпу и сонливости. Ритмы выработки гормонов и ритм температуры тела у людей с синдромом тоже смещен.

Среди возможных причин синдрома ранее выделяли чрезмерную чувствительность к вечернему свету и недостаточную — к утреннему, а также изменения в циркадных ритмах человека.

Генетический анализ позволил выявить мутацию криптохромов, одного из четырех типов белков, регулирующих циркадные ритмы. Два регулирующих белка, CLOCK и BMAL1, образуют комплекс, включающий гены криптохромов и еще одной группы белков, периодов, которые затем соединяются, подавляя активность CLOCK и BMAL1, тем самым выключая себя и возобновляя цикл. Этот цикл обратной связи — центральный механизм биологических часов, приводящий в движение суточные колебания активности генов и уровней белка во всем организме. Мутация криптохрома приводит к исчезновению маленького сегмента на «хвосте» криптохрома, что влияет на его связь с комплексом CLOCK:BMAL1 и изменяет циркадные ритмы.

Если найти способ компенсировать эти изменения, то от расстройства циркадного ритма удастся избавиться, полагают исследователи. Мутация оказалась довольно частой — она встречалась у одного европейца из 75, а, значит, генетические причины обуславливают куда больше случаев нарушений циркадного ритма, чем можно было предполагать.

Добавьте «Газету.Ru» в ваши источники в Яндекс Новостях.
Подписывайтесь на канал @gazetaru в Telegram.