Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!

Швейцарские ученые выяснили, зачем целуются муравьи-древоточцы

Муравьи-древоточцы вида Camponotus floridanus обмениваются слюнявыми поцелуями для того, чтобы передавать друг другу пищу и другие важные белки, содержащиеся в их слюне и поддерживающие общий метаболизм в рамках всей колонии. Это гарантирует, что у каждого члена сообщества всегда будет то, что ему нужно для выполнения своих функций, будь то фуражир, специализирующийся на доставке добычи, кормилица или королева, производящая потомство. Статья об этом швейцарских исследователей из Фрибургского университета опубликована в научном журнале eLife.

Согласно новому исследованию, муравьи-древоточцы таким образом обеспечивают работу всей колонии как хорошо отлаженного социального механизма. «У каждого муравья есть сразу два желудка — один служит для переваривания собственной пищи, а другой, «социальный» желудок используется для хранения жидкостей, которыми они делятся с другими муравьями в своей колонии», — объясняет один из авторов статьи, биолог-эволюционист Адриа Лебёф из Фрибургского университета.

Точное предназначение всех этих «социальных» жидкостей все еще нуждается в изучении, однако другие социальные насекомые, такие как плодовые мушки-дрозофилы, как считается, используют слюну для создания объединенной системы кровообращения, обмениваясь друг с другом питанием, иммунной защитой и гормонами.

Когда авторы исследования проанализировали все белки, обнаруженные в «социальных» желудках муравьев-древоточцев, они обнаружили, что их слюна содержала разные биомаркеры в зависимости от того или иного состояния колонии. Всего в 70 колониях исследователи обнаружили 519 видов белков, 27 из которых появляются в слюне независимо от жизненного цикла колонии, стадии развития самого насекомого или условий окружающей среды. Помимо этих основных белков, все прочие были весьма разнообразными.

Например, для молодых колоний были характерны белки, участвующие в быстрой переработке сахара, в то время как в более старых колониях циркулировали белки, необходимые для роста, метаморфоз молодежи и увеличения продолжительности жизни. Кроме всего прочего, слюна действует как набор гормонов единого «суперорганизма»; эти гормоны определяют ту роль, какую конкретный муравей играет в колонии: у тех муравьев, которые заботятся о детенышах королевы, «няньках» или «медсестрах», в «социальном» желудке больше белков, способствующих увеличению продолжительности жизни — им нужно жить дольше, чтобы вырастить следующее поколение. Им это «лекарство долголетия» передают рабочие муравьи, которые сами для себя индивидуально не получают никакой пользы за столь важный и тяжелый «метаболический труд».

Результаты данного исследования предполагают, что изучение поцелуев в колониях муравьев позволит лучше понять то, как в обществе насекомых может развиваться разделение труда.