Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!

Археологи: после распада Римской империи в Европе исчезли черные крысы

Черные крысы заселили Европу двумя отдельными волнами во времена Рима и Средневековья. Статья об этом опубликована в Nature Communications.

Ученые из канадского Йоркского университета и их коллеги впервые провели генетический анализ останков Rattus rattus, черных крыс, отличающихся от серых цветом и меньшим размером. Генетический материал для анализа был собран из множества европейских и североафриканских мест раскопок, относящихся к I–XVIII векам нашей эры. Выяснилось, что их распространение было тесно связано с разными этапами развития цивилизации.

Черные крысы заселили Европу дважды, сначала — во времена римской экспансии, затем – в эпоху Средневековья. При этом, согласно археологическим данным, после распада Римской империи популяция крыс исчезла или сильно сократилась.

По мнению авторов, это связано с распадом экономической системы в ту эпоху, а также глобальным похолоданием и Юстиниановой чумой. Когда же к IX–X векам нашей эры в средиземноморском регионе восстановились города и торговля на дальние расстояния, возродилась и популяция крыс. К XIII веку они вновь обитали на территории всей Европы и достигли юга Финляндии к XIV веку.

«Все кости изученных крыс римской эпохи от Англии до Сербии образуют единую группу с генетической точки зрения. Когда крысы снова появляются в Средневековье, их геном уже другой, но опять же — все образцы от Англии до Венгрии и Финляндии образуют единую группу. Мы не могли и надеяться на более четкие доказательства неоднократного заселения Европы», — сказал Дэвид Ортон.

В XVIII веке популяция черных крыс вновь сократилась из-за конкуренции со стороны серых крыс.