Ученые выяснили, что болезнь Альцгеймера может быть вызвана неправильной очисткой мозга

Биологи выяснили функции гена, связанного с болезнью Альцгеймера

Ученые из клиники Маунт-Синай и Медицинской школы Гроссмана в Нью-Йоркском университете обнаружили, что мутация в гене INPP5D, связанная с высоким риском развития болезни Альцгеймера, нарушает работу «очищающих» клеток мозга (микроглии), приводя к воспалению. Полученные данные позволят найти новые мишени для лечения деменции. Результаты исследования опубликованы в журнале Alzheimer.

Ученые использовали генетически модифицированных мышей с отключенным INPP5D. Они измерили накопление бляшек и поведение микроглии у мышей в возрасте трех месяцев. У мышей, лишенных INPP5D в их микроглии, было значительно больше бляшек, чем у мышей с нормальной микроглией. При этом вокруг бляшек было обнаружено больше клеток микроглии. Ученые предположили, что мозг пытается компенсировать плохую работу иммунных клеток, увеличивая их количество.

Ген INPP5D отвечает за синтез фермента как инозитолполифосфат-5-фосфатазы D и ранее дефекты его работы были связаны с высоким риском развития болезни Альцгеймера. INPP5D наиболее активен в микроглии — иммунных клетках головного мозга, одна из основных задач которых — удаление умирающих клеток и амилоидных бляшек. Последние ранее были связаны с когнитивными нарушениями при болезни Альцгеймера. Повышенные уровни INPP5D были обнаружены в мозговой ткани пациентов с болезнью Альцгеймера, но конкретная роль этого гена оставалась неизвестной.

Кроме того, у мышей стали более активны гены, индуцированные амилоидные бляшками (PIG). Среди них — CST7, ген, кодирующий белок цистатин F, который связан с болезнью Альцгемйера и другими нейродегенеративными заболеваниями, в том числе и прионными. Обнаруженные учеными гены и продукты этих генов могут стать перспективными мишенями для лекарств.