Российские ученые нашли в Сибири древних черепах

Палеонтологи СПбГУ выяснили, что 100 млн лет назад в морях на севере Сибири жили черепахи

Ученые Санкт-Петербургского государственного университета, геологического Института РАН, Зоологического института РАН и Карлова университета выяснили, что 100 млн лет назад в море на севере Сибири температура воды примерно соответствовала температуре в современном Средиземном море. Благодаря этому в море смогли поселиться теплолюбивые рептилии, в том числе динозавры и черепахи, сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе университета.

В 2021 и 2022 году на севере Красноярского края в долине реки Пясина сотрудники геологического института РАН нашли зубы, позвонки и другие кости плезиозавров, мозазавров и черепах — рептилий позднего мелового периода. Изотопный анализ показал, что 100 млн лет назад температура воды в данном регионе составляла 14-16 градусов Цельсия. Это значительно теплее, чем в настоящее время. Также ученые обнаружили здесь фрагменты панцирей древних черепах.

«Как ни странно, несмотря на то, что находка была сделана в морских отложениях, черепаха была сухопутной. В отличие от плезиозавров и мозазавров, обнаруженных на этой территории, черепахи были холоднокровными животными, и их находка в высоких широтах говорит о том, что климат в позднем меловом периоде был достаточно теплым, вероятно, теплее, чем сегодня», — сказал заведующий палеонтологического музея СПбГУ Дмитрий Григорьев.

Большая часть найденных костей принадлежала плезиозаврам – достигавшим в длину 20 метров рептилиям, которые при плавании использовали сразу четыре ласта, чего не встречается у современных пресмыкающихся (черепах, крокодилов, ящериц и других).

Такая находка — редкость для палеонтологов, поскольку на обширной территории Западной Сибири мезозойские отложения преимущественно скрыты под толщей более молодых пород. Естественные обнажения верхнего мела доступны лишь в нескольких местах на севере Сибири.