Древнейший мох на планете возрастом 390 миллионов лет может исчезнуть в ближайшее время

Cell: древнейший мох на планете может скоро исчезнуть из-за изменения климата

Ученые из Фрайбургского университета выяснили, что самый древний и быстро развивающийся мох в мире возрастом 390 миллионов лет может не пережить изменение климата. Исследование опубликовано в журнале Cell.

Мох Такакия (Takakia lepidozioides), появившийся 390 миллионов лет назад, обитает на ледяных скалах Тибетского нагорья, а также в Японии и США. В ходе десятилетнего проекта группа ученых поднялась на одни из самых высоких горных вершин в мире в Гималаях, чтобы найти растение, впервые расшифровать последовательность его ДНК и изучить, как изменение климата влияет на уникальный организм.

Анализ генома показал, что Такакия — один из самых быстро развивающихся видов мхов из когда-либо изученных. Этот вид мха существовал уже 100 миллионов лет, когда под ним поднялись Гималаи, резко изменив среду обитания и заставив организм быстро адаптироваться, что он и сделал. Такакия особенно преуспела в восстановлении ДНК, поврежденной солнечным излучением, а также в противостоянии сильным метелям.

Анализ окружающей среды мха с помощью спутниковых данных о погоде и наблюдений за растением показал, что климат неуклонно теплеет, а ледники на горном плато быстро тают. Это приводит к тому, что сейчас мох подвергается более сильному ультрафиолетовому излучению, чем когда-либо прежде. Вероятно, Такакия развивается недостаточно быстро, чтобы пережить изменение климата. За период исследования популяция мха в Тибете ежегодно уменьшалась примерно на 1,6%. Скорее всего, через сто лет этого вида может не остаться на Земле.

«Наш прогноз показывает, что районы, подходящие для Такакии, сократятся до 1-1,5 тысяч квадратных километров во всем мире к концу XXI века. Мы пытаемся размножить некоторые растения в лаборатории, а затем пересадить их на наши экспериментальные участки в Тибете. После пяти лет непрерывных наблюдений было обнаружено, что некоторые пересаженные растения могут выживать и процветать, что может быть началом восстановления или, по крайней мере, отсрочки исчезновения популяций Такакия», — заявили ученые.

Хотя геном мха сильно изменился с течением времени, его строение почти не изменилось.

«Обычно вы думаете, что если в геноме много мутаций, то в какой-то момент форма организма изменится. Мы надеемся, что эти открытия вдохновят ученых на совершенно новую область исследований — эволюцию, включающую изменение генома при неизменной структуре организма», — заключили биологи.

Ранее под дном Тихого Океана нашли неизвестную экосистему.