Пересадка здоровых нервных клеток может замедлить «болезнь Стивена Хокинга»

UCL: пересадка здоровых мотонейронов замедлила агрессивный БАС у мышей

Ученые из Университетского колледжа Лондона (UCL) выяснили, что пересадка двигательных нейронов от донора может восстановить работу мышц при боковом амиотрофическом склерозе. Исследование опубликовано в каталоге препринтов eLife Reviewed Preprint.

Боковой амиотрофический склероз (БАС) — наиболее распространенная форма болезни двигательных нейронов у взрослых. Эти нервные клетки обеспечивают координацию движений и поддержание мышечного тонуса. При БАС разрушаются соединения между нервами и мышцами, что приводит к мышечной слабости, а затем параличу.

Среднее время выживания при этом заболевании после появления первых симптомов составляет около 20–48 месяцев. В редких случаях заболевание может стабилизироваться. Это произошло у Стивена Хокинга, которому удалось прожить с БАС несколько десятилетий.

Клеточные и молекулярные изменения, лежащие в основе дегенерации нейронов при БАС, чрезвычайно сложны и могут сильно различаться у разных пациентов. В связи с этим в настоящее время не существует методов лечения, которые могли бы предотвратить прогрессирование симптомов.

В новом исследовании ученые пересадили мышам с моделью высокоагрессивного БАС здоровые двигательные нейроны в большеберцовый нерв. Для подавления реакции иммунной системы на пересаженные клетки использовали антитело H57-597. Это помогло предотвратить отторжение трансплантата и успешно восстановило некоторые нервные связи с целевыми мышцами задних конечностей. Однако мышечные сокращения все еще были относительно слабыми. Дело в том, что без регулярной стимуляции пересаженные нейроны могут выжить, но не сформируют зрелые нервно-мышечные соединения.

Чтобы обеспечить регулярную стимуляцию, ученые использовали беспроводную систему стимуляции нейронов светом. При этом регулярные мышечные сокращения происходили в течение одного часа каждый день. После 21 дня таких «тренировок» сила сокращения мышц у животных увеличилась в 13 раз.

Необходимы дальнейшие исследования, чтобы подтвердить, будет ли процедура трансплантации работать с нейронами человека и будет ли ее достаточно для улучшения качества жизни пациента.

Ранее ученые выяснили, как снизить риск деменции при мерцательной аритмии на 48%.