Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Школьный курс россияцентризма

В Минобрнауки представлены учебники по новейшей истории и обществознанию, нацеленные на воспитание патриотов

Российская школа меняет концепцию преподавания отечественной истории и обществознания. Преподавание, по словам авторов, пойдет с позиций «россияцентризма» и воспитания гражданина и патриота. Специально для этого написаны новые учебники, в ближайшее время они поступят в школы.

Как стало известно «Газете.Ru», в российских школах скоро появятся новые учебники по отечественной истории и по обществознанию. Их идеологической основой стали широко обсуждавшиеся ранее книги для учителей — «Новейшая история России 1945–2006 гг.» Александра Филиппова и «Обществознание. Глобальный мир в ХХI веке» под редакцией Леонида Полякова.

Обе книги для учителей, по словам авторов, написаны с позиций «россияцентризма», а их главная задача — нацелить учителя на воспитание гражданина и патриота России.

В частности, пособия развивают идею об особом характере демократии в России – «суверенной демократии», немыслимой без «государственного суверенитета».

Кроме того, в них говорится о потребности России в сильном государстве («укрепление российской государственности считается одним из главных способов обеспечения безопасности государства», «без государственного суверенитета не может быть демократии», «государство располагает всей полнотой суверенитета», «государство контролирует национальную экономику»), а также в сильном президенте («глава государство обладает полномочиями, которые позволяют ему обеспечить единство в действиях трех ветвей государственной власти»).

Особая роль в «Новейшей истории России» для учителей отводится Владимиру Путину: «Ельцин не зря назвал его человеком, с которым практически каждый россиянин связывает свои надежды на будущее», — пишут авторы.

Подготовка книг для учителей истории и обществознания стала лишь первым шагом в изменении концепции преподавания этих дисциплин в школе, заявили во вторник участники заседания Ассоциации гуманитарного знания президиума Российской академии наук (РАН).

Главная цель проекта – выпуск на их основе учебников по истории и обществознанию для школьников, и большинство учителей эта перспектива вполне устраивает, рассказал ученый секретарь отделения историко-филологических наук РАН Андрей Петров.

По его словам, летом 2007 года 40% участников учительской конференции заявили, что пособия им в целом понравились (к достоинствам проекта многие отнесли то, что «книга интересно написана, патриотичность ее установок, современность и объективность подхода и доступность материалов»), еще 44% сочли его вполне приемлемым при условии доработки. И лишь 14,5% учителей и методистов заявили, что книга им не понравилась.

Необходимость подготовки принципиально новых школьных учебников по новейшей истории России и по обществознанию ученые-гуманитарии объясняют изменениями системы российского образования в целом. «И школьные, и вузовские программы радикально меняются. Школьные – в связи с переходом на всеобщее 11-летнее образование и возможным переходом от концентрической (все, что школьники изучают по истории с 4-го по 9-й класс, они проходят заново в 10–11-х классах) к линейной (сквозной) системе преподавания. Вузовские – в связи с предстоящим переходом на двухуровневое образование (по схеме «бакалавр + магистр»)», — заявил сопредседатель ассоциации гуманитариев академик Александр Чубарьян.

Кроме того, подчеркнули участники заседания, «в обществе назрела потребность изменения содержательной стороны вопроса». А в какую именно сторону — уточнил только что назначенный замминистра образования и науки Исаак Калина.

По его словам, российский учебник по истории «должен формировать у учащихся позитивное отношение к жизни» и содержать «не перечень ошибок России, а правдивый, но уважительный рассказ».

Правда, «что-то правдивое может и не попасть в параграф учебника», допустил он. «Но ведь и параграф – не конечная истина, а лишь набор целевых установок», — подытожил замминистра.

Как оказалось, «набор целевых установок» и по истории, и по обществознанию не только написан, но уже и отправлен в Минобрнауки на согласование и визирование.

Не позже 1 октября 2007 года соответствующие грифы будут получены, в ноябре текст учебников будет опубликован, после чего их отправят на апробацию в нескольких российских регионах. К концу года с учетом поступивших замечаний текст учебников будет доработан, а с 1 сентября 2008 года они поступят в школы, рассказал «Газете.Ru» научный руководитель Российской академии образования (РАО) по разработке госстандарта общего образования второго поколения, генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков.

Примерно в те же сроки будет принят новый образовательный госстандарт, рассказал «Газете.Ru» один из членов рабочей группы Ассоциации гуманитарного знания, ректор РГГУ Ефим Пивовар. Таким образом, под преподавание истории и обществознания по-новому будет заложена единая основа. Правда, по прогнозам Кондакова, новые учебники не вытеснят из школы всех остальных и учитель не лишится права на выбор учебной литературы. Не опасается этого и академик Чубарьян: эксперты РАН только что дали положительное заключение сразу на 27 школьных учебников по истории, рассказал он «Газете.Ru».

Однако не исключено, что многообразие учебников по истории России и обществознанию все-таки станет формальным.

Например, оно сведется к различным изданиям, созданным на основе все тех же пособий для учителей, либо учебников, предназначенных для разных уровней образования – от коррекционных школ до элитарных гимназий. Во всяком случае, разговоры о том, что «и сейчас наличие десятка учебников по одной параллели не означает свободы выбора для учителя, поскольку у него все равно нет денег купить их, чтобы прочитать, сравнить и осознанно выбрать какой-то один», уже начались. «Учитель все равно пользуется одним изданием — к чему привык, по тому и учит», — заявил «Газете.Ru» Александр Чубарьян.

Вслед за историей с обществознанием дело дойдет до остальных общественных дисциплин, рассказала историкам с обществоведами секретарь президентского совета по науке, технологиям и образованию, помощник президента Джахан Поллыева.

«История и обществознание стали первыми. Состояние остальных предметов гуманитарного цикла также требует отдельного обсуждения», — заявила советник Владимира Путина.

Однако, что именно подправят в учебниках по иным гуманитарным дисциплинам, пока не известно.

Новости и материалы
В Сумах произошел взрыв
Портативную консоль Asus ROG Ally 2024 покажут в июне
Криштиану Роналду сделал хет-трик
В России поручили создать комиссию по борьбе с нелегальной занятостью
Посол Нидерландов завершил миссию в РФ
В Курской области несколько сел попали под обстрел ВСУ
Названы лучшие гаджеты Apple по версии пользователей
В Москве задержан устроивший стрельбу на Коровинском шоссе
Российская фигуристка выложила необычное селфи
Недорогой смартфон Google будут обновлять на протяжении семи лет
ХАМАС готов освободить 33 израильских заложника
Бойца ВСУ застрелили сослуживцы за съемку позиций
На Эльбрусе нашли двух потерявшихся туристов
Меган Фокс и Machine Gun Kelly решили вернуть отношения с помощью психолога
В Белгороде отменили ракетную опасность
«Жирона» впервые в истории вышла в Лигу чемпионов
Благодатный огонь доставили в Россию
Лара Крофт в следующей части игры отправится в Индию
Все новости