Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Небезопасное обезопасят

Дмитрий Медведев подписал указ о создании комплексной системы безопасности на транспорте

Президент Дмитрий Медведев распорядился создать комплексную систему безопасности на транспорте. Первые технические новшества — газоанализаторы и системы оповещения — появятся на станциях метро. За год планируется «устранить уязвимые места» общественного транспорта. Полностью безопасным, по плану президента, он должен стать через четыре года.

Дмитрий Медведев подписал указ «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте». Об этом в среду сообщила пресс-служба Кремля. Программа обеспечения безопасности в метро и на других видах общественного транспорта должна быть подготовлена и утверждена правительством уже в ближайшие четыре месяца. Ответственность за нее и дальнейшее создание системы безопасности глава государства возложил на Министерство транспорта РФ.

К июлю этого года комплексная программа появится на бумаге, а в августе станции начнут оснащать специальной техникой. На это должно уйти не больше восьми месяцев.

«Завершить до 31 марта 2011 года оснащение наиболее уязвимых объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств специализированными техническими средствами и устройствами, обеспечивающими устранение их уязвимости от актов незаконного вмешательства», — говорится в тексте указа, опубликованного в среду. Как сделать уязвимые объекты неуязвимыми, Минтрансу и другим ведомствам придется гадать самостоятельно. Также в программе, которую напишут за ближайшие четыре месяца, должны быть указаны организации-разработчики технических устройств и сколько им на это понадобится денег.

Более или менее экстренно, в течение года, будут защищены только «наиболее уязвимые объекты», причем речь идет прежде всего о технической стороне вопроса. Но смысл будущей системы безопасности прежде всего в ее комплексности. Президент поручил в будущем обезопасить все виды общественного транспорта и наладить взаимодействие всех служб, за это отвечающих. На полную мощность система должна заработать 1 января 2014 года — это срок, к которому предписано завершить ее создание.

В Минтрансе готовы работать по указу президента, но при этом отмечают, что «о какой-то конкретике говорить пока рано». «Какая может быть сейчас конкретика, если совещание с участием Путина, где все эти решения принимались, только-только прошло», — говорит источник «Газеты.Ru» в ведомстве. Он лишь упомянул о наиболее вероятных шагах, которые могли быть сделаны уже в ближайшее время. «Для начала надо усовершенствовать нормативно-правовую базу по вопросам безопасности на транспорте», — говорит источник.

Речь идет о поправках в закон «О транспортной безопасности». Еще накануне в пресс-службе Минтранса «Газете.Ru» рассказали, что пакет поправок подготовлен в министерстве, вскоре будет согласован в правительстве, а затем его внесут в Госдуму.

В Минтрансе добавили, что Минкомсвязи также готовится разработать электронный билет на автобусы, в который будут вноситься данные о пассажире.

«Ну а дальше — очевидные вещи: будем продолжать развивать системы видеонаблюдения, тиражировать их, то же касается и систем оповещения пассажиров о потенциальной опасности. Начнем внедрять новые технологии обнаружения взрывчатки», — перечислил источник в Минтрансе в среду. «Многое, кстати, уже используется в аэропортах», — добавил собеседник, предложив перенести положительный опыт и на другие виды транспорта.

Различные системы проверки пассажиров и персонала имелись в аэропортах и до взрывов смертниц в двух самолётах, отмечает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. «Теоретически всё то, что есть в аэропортах, может быть установлено и на других видах транспорта. Проблема лишь в том, что количество пассажиров перевозимых за раз этими видами транспорта в разы больше авиации, да и расписание у них не в пример строже», — сказал он «Газете.Ru». Если установить на всех вокзалах металлодетекторы и детекторы взрывчатки, то коллапс транспортной системы обеспечен, уверен эксперт.

«Тем не менее, установление отдельных приборов возможно, но контролировать они должны не каждого входящего на объект транспорта, а общую обстановку. Это могут быть и дополнительные видеокамеры с улучшенными характеристиками, и различные газоанализаторы, измеряющие концентрацию вредных (опасных) веществ, и различные детекторы взрывчатки, которые при превышении определённого порога подавали бы сигнал тревоги», — пояснил Баранов. По его мнению, основное бремя финансирования этих проектов, особенно на объектах инфраструктуры, должно лечь на государство. А стимулировать частные компании можно, дав им, например, льготные кредиты на приобретение систем безопасности. По оценкам эксперта, стоимость оборудования такими системами транспорта в масштабах страны составит сотни миллионов рублей, а возможно, что и несколько миллиардов. «Но жизнь наших граждан дороже», — резюмировал Баранов.

Начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев говорит, что первые датчики, которые позволят предотвращать атаки с использованием отравляющих и газовых веществ, появятся в метро уже в апреле этого года.

Об этом он заявил в эфире радиостанции «Эхо Москвы». Тестовые аппараты — так называемые газоанализаторы — установят на станции «Белорусская» Кольцевой линии. Он добавил, что металлодетекторы в отличие от газоанализаторов применять не планируется. «Инженерно можно сделать турникет с металлодетектором. И что дальше? Ведь не появится с потолка рука, которая выхватит террориста. Когда мы говорим что-то, нужно думать, что делать дальше», — сказал Гаев.

«Должно появится что-то принципиально новое», — в один голос говорят во всех ответственных ведомствах и организациях. Что именно — пока не знают. Источник «Газеты.Ru» в ОАО РЖД признался, что в компании к инициативе президента относятся со скепсисом. Российскому перевозчику-монополисту после подрыва «Невского экспресса» в ноябре 2009 года уже выделили 1 млрд рублей на систему видеонаблюдения на Октябрьской железной дороге. Как еще можно снизить вероятность теракта — в РЖД не знают. «А если бы и знали — не сказали бы, мы же не на стороне шахидов», — говорит источник. По его словам, «задача РЖД — возить грузы и пассажиров, а для обеспечения безопасности существуют специальные ведомства, в названии которых даже слово «безопасность» присутствует».

В МВД и ФСБ, которые, предположительно, тоже будут участвовать в разработке новой системы безопасности, пока не рассказали, в чем будет заключаться их вклад и какие меры планируется принять в первую очередь. В пресс-службе метрополитена, также сославшись на то, что указ «только опубликован», затруднились сообщить, как будет функционировать служба безопасности — на базе транспортной милиции или в метро появится собственные подразделения. Будут ли все ведомства по отдельности обслуживать всю ту технику, которую нужно внедрить, или для этого создадут специальную организацию — тоже пока непонятно.

«В течение трех-четырех месяцев мы должны сделать большой пилотный проект на одном из объектов транспорта», — поспешил заявить в среду глава МЧС Сергей Шойгу.

Он пояснил, что речь идет о станции метро, не уточнив, о какой именно, передает РИА «Новости». В пресс-службе министерства говорят, что Шойгу имел в виду систему ОКСИОН (Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения), которая разрабатывается в последние три года и постепенно внедряется. «Разумеется, мы не успели ничего подготовить в один день с указом. Пока будем внедрять уже существующую систему», — заявила «Газете.Ru» пресс-секретарь МЧС России Ирина Адрианова.

В МЧС объясняют, что ОКСИОН отлично зарекомендовала себя при ликвидации последствий терактов и ЧП — в том числе и после взрывов в метро 29 марта. Главная составляющая этой системы — терминалы-экраны, которые установлены на улицах Москвы. В день теракта с их помощью транслировались адреса больниц, телефоны «горячей линии», информация о дополнительных маршрутах автобусов и т. п.

В метро ОКСИОН пока не работает, но, судя по заявлению Шойгу, появится через три-четыре месяца. В дальнейшем эту же систему можно будет использовать для оповещения о готовящихся терактах.

Идея информирования населения об угрозе совершения терактов обсуждается много лет — в частности, с такой инициативой давно выступает Национальный антитеррористический комитет (НАК). Члены НАК предлагают ввести в России шкалу уровней террористической угрозы по аналогии с той, что существует в США и Великобритании. Спецслужбы, получая информацию о готовящихся взрывах, предупреждают жителей, что нужно быть особенно бдительными. Как именно это должно работать — российские специалисты в области безопасности пока не придумали. Кроме того, проекты НАК до сих пор упирались в собственную дороговизну: система оповещения чересчур затратна, подчеркивали ее противники. Счет предполагаемых расходов шел на миллиарды.

Согласно президентскому указу, теперь создание такой системы — дело решенное.

Госучреждениям и другим организациям «независимо от организационно-правовой формы и формы собственности» рекомендовано предоставить места, где разместятся средства оповещения, а также каналы связи и «имеющие технические устройства». Это необходимо «для сбора и распространения информации о возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайных ситуаций и совершении (угрозе совершения) террористических актов», говорится в документе.

По словам члена комитета Госдумы по безопасности, депутата от «Справедливой России» Михаила Старшинова, оценивать эффективность указа президента пока преждевременно, так как непонятно, что именно будет написано в комплексной программе усиления безопасности на транспорте. По мнению депутата, отражение в программе может найти предложение продавать автобусные билеты по документам, а также требование усилить видеонаблюдение на транспортных объектах.

Сроки, указанные в документе, у парламентария сомнений не вызывают. «Вопрос в том, какие цели преследуются. Если мы говорим о том, что можно создать что-то на базе транспортной милиции, — это один вопрос. Если мы говорим, что нужно вообще создать что-то новое, — то другой», — заявил он, говоря о требовании принять комплексную программу, предусматривающую объединение сил и средств федеральных, региональных и муниципальных органов исполнительной власти.

Новости и материалы
В Индии обратили внимание на отсутствие Залужного в публичном пространстве
ВС РФ ударили по городу Стрый в Львовской области
Ветеринар предупредила об опасности шашлыков для домашних животных
В Новороссийске ребенок головой застрял в автомате с игрушками
В Сургуте двухлетний ребенок выпал из окна пятого этажа вместе с москитной сеткой
Подполье сообщило об ударе по складу на военном аэродроме Мартыновка
Взрывы произошли в Херсоне
В Нижневартовске подросток с ножом напал на мужчину в супермаркете
Посольство РФ назвало слова главы ВС Британии граничащими с оправданием терроризма
Гигантскую кисту удалили женщине ульяновские хирурги
ВС РФ ударили по ж/д вокзалу в Херсоне
Новый тип российских ракет замечен в небе над Украиной
Взрывы прозвучали во Львовской области и Днепре
Российские авианаводчики успешно передали цели штурмовой авиации
Каждый третий россиянин пользуется общественным транспортом в путешествиях по стране
Стало известно об уничтожении французских агентов в зоне СВО
Российские войска подавили более 10 БПЛА над Кубанью
«Ванкувер» Михеева и Задорова повел в серии с «Нэшвиллом»
Все новости