Дмитрий Медведев подписал указ «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте». Об этом в среду сообщила пресс-служба Кремля. Программа обеспечения безопасности в метро и на других видах общественного транспорта должна быть подготовлена и утверждена правительством уже в ближайшие четыре месяца. Ответственность за нее и дальнейшее создание системы безопасности глава государства возложил на Министерство транспорта РФ.
К июлю этого года комплексная программа появится на бумаге, а в августе станции начнут оснащать специальной техникой. На это должно уйти не больше восьми месяцев.
«Завершить до 31 марта 2011 года оснащение наиболее уязвимых объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств специализированными техническими средствами и устройствами, обеспечивающими устранение их уязвимости от актов незаконного вмешательства», — говорится в тексте указа, опубликованного в среду. Как сделать уязвимые объекты неуязвимыми, Минтрансу и другим ведомствам придется гадать самостоятельно. Также в программе, которую напишут за ближайшие четыре месяца, должны быть указаны организации-разработчики технических устройств и сколько им на это понадобится денег.
Более или менее экстренно, в течение года, будут защищены только «наиболее уязвимые объекты», причем речь идет прежде всего о технической стороне вопроса. Но смысл будущей системы безопасности прежде всего в ее комплексности. Президент поручил в будущем обезопасить все виды общественного транспорта и наладить взаимодействие всех служб, за это отвечающих. На полную мощность система должна заработать 1 января 2014 года — это срок, к которому предписано завершить ее создание.
В Минтрансе готовы работать по указу президента, но при этом отмечают, что «о какой-то конкретике говорить пока рано». «Какая может быть сейчас конкретика, если совещание с участием Путина, где все эти решения принимались, только-только прошло», — говорит источник «Газеты.Ru» в ведомстве. Он лишь упомянул о наиболее вероятных шагах, которые могли быть сделаны уже в ближайшее время. «Для начала надо усовершенствовать нормативно-правовую базу по вопросам безопасности на транспорте», — говорит источник.
Речь идет о поправках в закон «О транспортной безопасности». Еще накануне в пресс-службе Минтранса «Газете.Ru» рассказали, что пакет поправок подготовлен в министерстве, вскоре будет согласован в правительстве, а затем его внесут в Госдуму.
В Минтрансе добавили, что Минкомсвязи также готовится разработать электронный билет на автобусы, в который будут вноситься данные о пассажире.
«Ну а дальше — очевидные вещи: будем продолжать развивать системы видеонаблюдения, тиражировать их, то же касается и систем оповещения пассажиров о потенциальной опасности. Начнем внедрять новые технологии обнаружения взрывчатки», — перечислил источник в Минтрансе в среду. «Многое, кстати, уже используется в аэропортах», — добавил собеседник, предложив перенести положительный опыт и на другие виды транспорта.
Различные системы проверки пассажиров и персонала имелись в аэропортах и до взрывов смертниц в двух самолётах, отмечает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. «Теоретически всё то, что есть в аэропортах, может быть установлено и на других видах транспорта. Проблема лишь в том, что количество пассажиров перевозимых за раз этими видами транспорта в разы больше авиации, да и расписание у них не в пример строже», — сказал он «Газете.Ru». Если установить на всех вокзалах металлодетекторы и детекторы взрывчатки, то коллапс транспортной системы обеспечен, уверен эксперт.
«Тем не менее, установление отдельных приборов возможно, но контролировать они должны не каждого входящего на объект транспорта, а общую обстановку. Это могут быть и дополнительные видеокамеры с улучшенными характеристиками, и различные газоанализаторы, измеряющие концентрацию вредных (опасных) веществ, и различные детекторы взрывчатки, которые при превышении определённого порога подавали бы сигнал тревоги», — пояснил Баранов. По его мнению, основное бремя финансирования этих проектов, особенно на объектах инфраструктуры, должно лечь на государство. А стимулировать частные компании можно, дав им, например, льготные кредиты на приобретение систем безопасности. По оценкам эксперта, стоимость оборудования такими системами транспорта в масштабах страны составит сотни миллионов рублей, а возможно, что и несколько миллиардов. «Но жизнь наших граждан дороже», — резюмировал Баранов.
Начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев говорит, что первые датчики, которые позволят предотвращать атаки с использованием отравляющих и газовых веществ, появятся в метро уже в апреле этого года.
Об этом он заявил в эфире радиостанции «Эхо Москвы». Тестовые аппараты — так называемые газоанализаторы — установят на станции «Белорусская» Кольцевой линии. Он добавил, что металлодетекторы в отличие от газоанализаторов применять не планируется. «Инженерно можно сделать турникет с металлодетектором. И что дальше? Ведь не появится с потолка рука, которая выхватит террориста. Когда мы говорим что-то, нужно думать, что делать дальше», — сказал Гаев.
«Должно появится что-то принципиально новое», — в один голос говорят во всех ответственных ведомствах и организациях. Что именно — пока не знают. Источник «Газеты.Ru» в ОАО РЖД признался, что в компании к инициативе президента относятся со скепсисом. Российскому перевозчику-монополисту после подрыва «Невского экспресса» в ноябре 2009 года уже выделили 1 млрд рублей на систему видеонаблюдения на Октябрьской железной дороге. Как еще можно снизить вероятность теракта — в РЖД не знают. «А если бы и знали — не сказали бы, мы же не на стороне шахидов», — говорит источник. По его словам, «задача РЖД — возить грузы и пассажиров, а для обеспечения безопасности существуют специальные ведомства, в названии которых даже слово «безопасность» присутствует».
В МВД и ФСБ, которые, предположительно, тоже будут участвовать в разработке новой системы безопасности, пока не рассказали, в чем будет заключаться их вклад и какие меры планируется принять в первую очередь. В пресс-службе метрополитена, также сославшись на то, что указ «только опубликован», затруднились сообщить, как будет функционировать служба безопасности — на базе транспортной милиции или в метро появится собственные подразделения. Будут ли все ведомства по отдельности обслуживать всю ту технику, которую нужно внедрить, или для этого создадут специальную организацию — тоже пока непонятно.
«В течение трех-четырех месяцев мы должны сделать большой пилотный проект на одном из объектов транспорта», — поспешил заявить в среду глава МЧС Сергей Шойгу.
Он пояснил, что речь идет о станции метро, не уточнив, о какой именно, передает РИА «Новости». В пресс-службе министерства говорят, что Шойгу имел в виду систему ОКСИОН (Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения), которая разрабатывается в последние три года и постепенно внедряется. «Разумеется, мы не успели ничего подготовить в один день с указом. Пока будем внедрять уже существующую систему», — заявила «Газете.Ru» пресс-секретарь МЧС России Ирина Адрианова.
В МЧС объясняют, что ОКСИОН отлично зарекомендовала себя при ликвидации последствий терактов и ЧП — в том числе и после взрывов в метро 29 марта. Главная составляющая этой системы — терминалы-экраны, которые установлены на улицах Москвы. В день теракта с их помощью транслировались адреса больниц, телефоны «горячей линии», информация о дополнительных маршрутах автобусов и т. п.
В метро ОКСИОН пока не работает, но, судя по заявлению Шойгу, появится через три-четыре месяца. В дальнейшем эту же систему можно будет использовать для оповещения о готовящихся терактах.
Идея информирования населения об угрозе совершения терактов обсуждается много лет — в частности, с такой инициативой давно выступает Национальный антитеррористический комитет (НАК). Члены НАК предлагают ввести в России шкалу уровней террористической угрозы по аналогии с той, что существует в США и Великобритании. Спецслужбы, получая информацию о готовящихся взрывах, предупреждают жителей, что нужно быть особенно бдительными. Как именно это должно работать — российские специалисты в области безопасности пока не придумали. Кроме того, проекты НАК до сих пор упирались в собственную дороговизну: система оповещения чересчур затратна, подчеркивали ее противники. Счет предполагаемых расходов шел на миллиарды.
Согласно президентскому указу, теперь создание такой системы — дело решенное.
Госучреждениям и другим организациям «независимо от организационно-правовой формы и формы собственности» рекомендовано предоставить места, где разместятся средства оповещения, а также каналы связи и «имеющие технические устройства». Это необходимо «для сбора и распространения информации о возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайных ситуаций и совершении (угрозе совершения) террористических актов», говорится в документе.
По словам члена комитета Госдумы по безопасности, депутата от «Справедливой России» Михаила Старшинова, оценивать эффективность указа президента пока преждевременно, так как непонятно, что именно будет написано в комплексной программе усиления безопасности на транспорте. По мнению депутата, отражение в программе может найти предложение продавать автобусные билеты по документам, а также требование усилить видеонаблюдение на транспортных объектах.
Сроки, указанные в документе, у парламентария сомнений не вызывают. «Вопрос в том, какие цели преследуются. Если мы говорим о том, что можно создать что-то на базе транспортной милиции, — это один вопрос. Если мы говорим, что нужно вообще создать что-то новое, — то другой», — заявил он, говоря о требовании принять комплексную программу, предусматривающую объединение сил и средств федеральных, региональных и муниципальных органов исполнительной власти.