Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Образование

ИТАР-ТАСС

У бакалавров экзамен, как у школьников

Фурсенко предложил ввести ЕГЭ для бакалавров

Полина Никольская, Александра Борисова

Министр образования предлагает ввести для бакалавров госэкзамен — аналог ЕГЭ. Преподаватели вузов считают, что сначала нужно решить все проблемы с ЕГЭ в школах, прежде чем внедрять такую систему в вузы. В Высшей школе экономики напомнили, что полтора года назад вуз уже выступал с инициативой разработать КИМы для студентов.

Министр образования Андрей Фурсенко выступил с инициативой ввести аналог ЕГЭ для бакалавров. В интервью «Российской газете» он сказал, что в новом учебном году предстоит «сделать следующий шаг по разработке системы оценки качества образования». «Сегодня реально единственный инструмент такой оценки — ЕГЭ. А должно быть по крайней мере еще несколько. И один из них — обязательно для оценки вузовской подготовки… Может быть, стоит подумать о создании аналога ЕГЭ для бакалавров. Чтобы это была единая независимая объективная оценка, которая покажет уровень каждого подготовленного специалиста, а косвенно через это определит качество обучения в вузе», — сказал министр.

В Рособрнадзоре – службе, контролирующей госаттестацию выпускников 9 и 11 классов, – «Газете.Ru» сказали, что выступают за то, «чтобы развивать систему внешней независимой оценки на всех этапах образования». Официальный представитель ведомства пояснил, что госаттестацию школьники, в отличие от студентов, проходят «у тех же преподавателей, у которых учатся». «Внешняя система оценки знаний, как ЕГЭ, проходит по определенным критериям, без участия преподавателей. Это независимая система оценки», — сказал собеседник.

Но пока разработка аналога ЕГЭ для выпускников вузов не ведется, уточняют и в Рособрнадзоре, и в Минобразовании. «Официальной информации об этом у нас нет», — сказали «Газете.Ru» в пресс-службе министерства.

Ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов сказал «Газете.Ru», что полтора года назад ректоры ведущих экономических вузов выступали с подобной инициативой: разработать КИМы по направлению «экономика и менеджмент» для госэкзамена бакалавров.

«Дело в том, что госэкзамен принимает не государство, а фактически сами вузы. Внешний экзамен дал бы возможность именно государству проверить знания выпускника вуза. Он должен знать хотя бы минимальные требования, государство тогда будет понимать, что выпускает специалиста. Мы имеем взаимопонимание по этому поводу с министерством. Теперь министр озвучил эту идею», — отметил Кузьминов. Ректор ВШЭ подчеркнул, что в любом случае решение будет принимать министерство, реализовывать, так же как и ЕГЭ, — Рособрнадзор. «Возможно, такой же эксперимент стоит ввести и для инженеров, знания студентов по технологическим процессам некоторых специальностей вызывают опасения», — отметил Кузьминов.

Многие преподаватели вузов относятся к созданию аналогичной ЕГЭ системе критично. Так, заместитель декана химического факультета МГУ по учебной работе профессор Николай Кузьменко отметил, что «можно расширять ЕГЭ на бакалавриат, на магистратуру, на аспирантуру или еще докторантуру, ничего не изменится, ЕГЭ не станет лучше». «Министр образования на своем посту последовательно проводит политику его внедрения, возможно, он и будет внедрен для бакалавриата, тогда и будем обсуждать это», — добавил он.

Резкое отношение к ЕГЭ высказывал неоднократно и ректор МГУ Виктор Садовничий. Весной он отмечал, что госэкзамен должен быть не единственной формой проверки знаний.

Заместитель председателя комитета общественной организации «Общество защиты прав потребителей образовательных услуг» Виктор Панин считает, что сегодняшняя ситуация в образовании действительно говорит о том, что «ЕГЭ будут внедрять дальше, если общественность не возмутится». По мнению эксперта, это может стать опасным. «Все последние изменения в системе образования носят экспериментальный характер, они не основаны на глубокой практике, научном обсуждении последствий принимаемых решений», — пояснил Панин.

При этом он отметил, что идея внешней проверки знаний могла бы быть успешной, «но система тестирования не является на сегодняшний день совершенной и современной».

«Тот ЕГЭ, который сейчас сдается в школах на этапах выпуска, мягко говоря, далек от идеала. Продолжать всю историю на другом уровне нелогично. Нужно сначала довести до конца то, что уже есть, с учетом всех возражений общественности. А потом думать, что делать с этим дальше», — говорит собеседник.