Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Город

ИТАР-ТАСС

Москва оптимизирует льготников

Столичные власти готовятся принять беспрецедентно непрозрачный бюджет

Варвара Петренко

Столичные власти готовятся принять беспрецедентно непрозрачный бюджет: огромные суммы резервируются за департаментом финансов с тем, чтобы в течение года правительство могло перераспределять их внутри приоритетных направлений. Необоснованно раздутые, по мнению новой исполнительной власти, социальные выплаты будут «оптимизированы». А работников бюджетной сферы ждут сокращения.

В среду Мосгордума планирует принять окончательный вариант бюджета города на 2011 год. Предполагается, что представлять документ депутатам приедет сам столичный градоначальник Сергей Собянин. «Тяжелая артиллерия» потребовалась исполнительной власти неспроста: расходная часть бюджета вызвала у депутатов еще больше вопросов, чем доходная.

Как выяснилось в понедельник на заседании бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы, депутатам предлагается принять расходную часть бюджета практически вслепую.

Огромные суммы просто резервируются за департаментом финансов на развитие приоритетных направлений. Так, согласно поправкам, которые представила депутатам глава столичного департамента финансов Вера Чистова, объем адресно-инвестиционной программы увеличивается на 130,5 млрд рублей. В частности, на дорожно-транспортное хозяйство без какой-либо конкретизации дополнительно резервируется 123 млрд рублей.

На вопрос председателя бюджетно-финансовой комиссии Игоря Антонова о том, существует ли проектно-сметная документация на будущие дороги, руководитель департамента экономического развития Марина Оглоблина ответила «нет сомнений, такая документация будет». Не расписаны по статьям даже средства, предназначенные для программы интеграции инвалидов. На эти средства просто зарезервированы 4,2 млрд рублей.

Почти втрое увеличивается резервный фонд правительства Москвы. По словам Чистовой, фонд предназначается для решения проблем, связанных со всевозможными ЧП, а также для обеспечения расходов, которые «сегодня невозможно разнести, так как неизвестны конкретные цифры».

Кроме того, бюджет принимается в отсутствие утвержденной приватизационной программы.

В понедельник депутаты так и не смогли добиться от присутствовавших на заседании представителей исполнительной власти ответа на вопрос о судьбе аэропорта Внуково. По словам первого заместителя руководителя департамента имущества Валерия Анаприенко, он «не может озвучивать еще не принятое решение».

Не утверждена и адресно-инвестиционная программа правительства. Впервые за многие годы депутаты не смогут рассказать своим избирателям, сколько на выделенные ими бюджетные средства будет построено детских садов или пешеходных переходов.

Проголосовав в среду за такой вариант бюджета, депутаты позволят исполнительной власти в течение года совершенно произвольно перераспределять средства внутри многочисленных направлений.

Уже сейчас очевидны многие будущие нарушения. Председатель комиссии по образованию Виктор Кругляков обратил внимание на то, что субвенции на приобретение оборудования для перехода на новые стандарты образования напрямую перечисляются определенной коммерческой структуре. «Предназначенный на электронные приложения 1 млрд рублей мы без конкурсных процедур отдаем конкретной структуре. А моя поправка, в которой речь идет об исправлении этой ситуации, была отклонена», — отметил депутат.

«Я двумя руками за выделение денег на дороги, — заявил председатель комиссии по социальной политике Михаил Антонцев. – Но у нас уже есть горький опыт, когда несколько лет назад мы сильно увеличили ассигнования на капремонт, без перечня объектов и смет. Результат всем известен.

Выделяя сотни миллиардов рублей, надо знать, на что они пойдут. Не говоря уже о том, что мы не имеем права выделять их без сметной документации».

Зато совершенно четко в мэрии представляют расходы на «социалку». И, главное, тот факт, что расходы эти нуждаются в «оптимизации». По подсчетам Чистовой, на каждого москвича, включая грудных младенцев, льгот, субсидий и других выплат приходится по 25 тыс. рублей в год. «Сумма беспрецедентная для субъекта», — приходит в ужас чиновница. По ее словам, в бюджете 2011 года «объем на обеспечение нормативно-правовых обязательств несколько снижен» (на 1 млрд рублей). Однако это касается не размеров соцподдержки, а числа получающих ее горожан.

Еще один резерв – бюджетная сфера, которую в будущем году ждут сокращения. На чиновничьем языке это называется «оптимизацией сети бюджетных учреждений» и «повышением их эффективности».

«Модернизировать» здравоохранение, похоже, тоже будут за счет зарплат. Как рассказал Антонцев, 90% сметы фонда ОМС приходится на оплату труда медиков. При этом в мэрии планируют направить на модернизацию из этого фонда не заложенные в нем 7,5 млрд рублей.

Кроме того, делает Антонцев вывод из проекта бюджета, в городской бюджетной сфере предполагаются ощутимые сокращения ставок. «В соответствии с трехсторонним соглашением, планируется повышение зарплаты: на 3% с 1 января и на 5% — с 1 сентября. Выходит, что фонд зарплаты должен вырасти на 10%, — заявил он. – Но по вашим расчетам, для этого будет достаточно увеличить эти суммы на 1,8%. Что это, если не реструктуризация?»

«Да, мы собираемся провести реструктуризацию, — согласилась Чистова. – Это нужно для того, чтобы сделать прозрачными денежные потоки». Кроме того, по ее словам, безработица в Москве снижается, поэтому «сокращение работников бюджетной сферы не повлечет за собой их высвобождения без трудоустройства». «В городе на сегодняшний день 35 тыс. вакансий в бюджетной сфере. Никто на улице не останется», — заверила депутатов и Оглоблина.

По мнению члена координационного совета Комитета по борьбе с коррупцией Ирины Рукиной, если Мосгордума в среду примет такой вариант бюджета, значит, «в Москве просто нет законодательного органа власти».

«Бюджет должен быть прозрачным, а все его статьи открыты, — считает эксперт. – Так что считайте, что в Москве бюджета в его правовом понимании не будет». По словам Рукиной, даже федеральный бюджет верстается в соответствии с федеральными целевыми программами, в которых прописан в обязательном порядке планируемый результат. В противном случае это нарушение Бюджетного кодекса.

По мнению эксперта, правильнее было бы отложить принятие бюджета. «Что такого происходит чрезвычайного, чтобы принимать бюджет с таким количеством закрытых статей, — говорит Рукина. – Для этого нет никаких оснований. Любая программа должна быть прописана до мелочей. Тем более в условиях реорганизации, когда меняется руководство исполнительной власти. Но, к сожалению, Мосгордума вновь демонстрирует свою недееспособность».