Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

На диспетчеров перекладывают давление

Польская комиссия: российские диспетчеры в Смоленске действовали под давлением

Российские диспетчеры в Смоленске действовали под давлением, сильно нервничали и совершили много ошибок, утверждает польская правительственная комиссия, представившая собственный доклад о расследовании катастрофы президентского Ту-154. Российские эксперты называют польскую трактовку «извращенной», а МАК готовится опубликовать полную расшифровку переговоров диспетчеров.

Во вторник польская правительственная комиссия по расследованию катастрофы Ту-154 под Смоленском обнародовала доклад, где изложила собственную версию обстоятельств трагедии 10 апреля 2010 года. «Все, что мы продемонстрируем сегодня, уже содержится в наших замечаниях к докладу Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Мы представляем доказательства, подтверждающие справедливость наших замечаний», — заявил глава комиссии, министр внутренних дел Польши Ежи Миллер. Доклад польской стороны, как и опубликованный ранее отчет МАК, сопровождался видеореконструкцией с использованием фрагментов переговоров российских диспетчеров.

Польская правительственная комиссия пришла к выводу, что диспетчеры аэродрома Смоленск-Северный не проинформировали экипаж Ту-154 о том, что самолет отклонился от курса, не дали полной информации о плохих погодных условиях и не сообщили о запасных аэродромах.

В ходе пресс-конференции, которую транслировал телеканал TVN24, комиссия продемонстрировала кадры приземления Як-40 — он сел на аэродроме за час до катастрофы. При этом в комментарии, которым сопровождается презентация, указано, что диспетчер не давал разрешения на посадку. В польской записи слышно только, что, когда пилоту удается посадить самолет, диспетчер говорит: «Молодец». Российский же эксперт, близкий к расследованию, после просмотра презентации заявил РИА «Новости», что польская сторона «извратила» происходящее: в 09.08.57 руководитель полетов говорит пилоту Як-40: «Разрешил».

По мнению правительственной комиссии по главе с Миллером, после внезапного ухудшения погодных условий в районе аэродрома обстановка в диспетчерской башне «стала более нервной»: «Диспетчеры перешли на непарламентские выражения».

Замруководителя комиссии Мирослав Гроховский заявил, что на диспетчеров, «предположительно, оказывалось давление», но не уточнил, с чьей стороны.

Участники пресс-конференции включили запись переговоров диспетчера Смоленска-Северного с руководителем зоны полетов. Еще до захода на посадку президентского Ту-154 диспетчер позвонил в Москву и сообщил, что в районе аэродрома резко ухудшилась видимость. «Тут Смоленск закрыло, туман. Видимость 500 метров, сейчас даже меньше, 300», — говорит диспетчер и предполагает, что польский борт номер один придется отправить на запасной аэродром. Собеседник из Москвы говорит, что запасной аэродром во Внуково, так как «остальные за границей». Напомним, позже на вопрос диспетчера «Какой у вас запасной аэродром?» экипаж Ту-154 ответил: «Витебск, Минск».

Ссылаясь на переговоры с Москвой, члены польской комиссии пришли к выводу, что диспетчер задолго до приземления Ту-154 знал о сложной погодной ситуации, но не проинформировал о ней КВС (командира воздушного судна) Аркадиуша Протасюка и «не оказал поддержки экипажу во время подхода на посадку в трудных погодных условиях». О том, что летчики оказались предоставлены сами себе, комиссия говорит, ссылаясь на переговоры внутри диспетчерской кабины: на записи слышны фразы «Приготовь его на второй круг и все», «Он сам принял решение, пусть сам дальше».

Кроме того, польские чиновники возмущены тем, что диспетчер не сообщил командиру, что самолет отклонился от курса. Ранее специалисты МАК утверждали, что отклонение Ту-154 от глиссады (положенной траектории снижения) было в пределах допустимой погрешности.

Заявив об ошибках диспетчеров, глава МВД Польши добавил, что целью доклада было «не найти виновных, а избежать подобных ситуаций в будущем». В МАК уже заявили, что готовы выложить полную транскрипцию переговоров диспетчеров.

«Принято решение опубликовать полностью транскрипцию записей всех переговоров и разговоров, зарегистрированных диспетчерскими магнитофонами», — сказал «Интерфаксу» председатель технической комиссии МАК Алексей Морозов. Он сообщил, что будут опубликованы записи открытого магнитофона, записи телефонных разговоров и записи радиопереговоров диспетчеров.

Напомним, ранее МАК опубликовал собственный отчет о расследовании обстоятельств катастрофы под Смоленском, в котором пришел к выводу, что пилоты Ту-154 приняли решение о посадке вопреки сложным погодным условиям, под давлением посторонних, которые находились в кабине самолета. Во вторник российское правительство назвало результаты расследования МАК «окончательными».

Новости и материалы
В ЦБ описали сценарий повышения ключевой ставки
Звезда «Кухни» показал подросшего сына от Татьяны Арнтгольц
Правительство поддержит ипотеку на новых территориях и Дальнем Востоке
Оппозиция уверена, что Украина превращается в милитаристскую автократию
Суд изберет меру пресечения журналисту Forbes Мингазову в субботу
Названа дата суперфинала Кубка России по футболу
На Камчатке спасатели выехали на поиски людей в Охотском море
Мама спасшего людей в «Крокусе» подростка рассказала о звонке из администрации президента
Министр обороны Ирана рассказал о новом уровне отношений с Россией
В Польше обещали не лишать защиты украинцев без паспорта
Названа причина задержания журналиста Forbes
Правительство РФ предложило применять оружие против должников
Названы минусы внедорожника Lada Niva Travel
Названо лучшее вино для употребления с шашлыком
Нарколог Исаев: к шашлыку лучше взять безалкогольное красное вино
Шойгу рассказал об интересах России в отношениях с Пакистаном
Российский посол предупредил о возможной провокации Киева с отравляющими веществами
Девушка попала в реанимацию, выпив в аэропорту кофе из автомата
«Мебель дрожала»: жители Туапсе рассказали о землетрясении
Все новости