Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

РИА «Новости»

Аэропорты вызывают на досмотр

В российских аэропортах ужесточают меры безопасности

Анастасия Берсенева

Сразу после теракта в московском аэропорту Домодедово власти заговорили об усилении безопасности на транспорте. Эксперты говорят, что, с одной стороны, официально безопасность в аэропортах на очень высоком уровне. Но, с другой стороны, там множество общедоступных мест, куда преступник может спокойно пройти, минуя все газоанализаторы.

В понедельник из-за взрыва в Домодедово в остальных столичных аэропортах — Шереметьево и Внуково — были ужесточены меры безопасности. На входе в сам аэропорт Домодедово был введен полный досмотр. По данным на 22.00, каждого заходящего с улицы проводили через рамки металлодетекторов, обыскивали и полностью проверяли багаж, открывая сумки — из-за этого возникли большие очереди. На досмотре работают только сотрудники линейного УВД: как пояснили в пресс-службе аэропорта, такой досмотр могут проводить только милиционеры. Сотрудники службы безопасности Домодедово по закону этого делать не могут.

«Если милиционеры не будут проводить досмотр быстрее или если к ним не присоединятся коллеги, то ситуация станет критической и люди опоздают на рейсы», — добавили в пресс-службе Домодедово.

«В Шереметьево пассажиры проходят дополнительный досмотр на входе в аэропорт, установлены дополнительные рамки металлоискателей, подключают ранее отключенные устройства», — рассказал «Газете.Ru» очевидец.

Во Внуково приняты меры в соответствии с планом действий при угрозах теракта, добавляют в пресс-службе аэропорта. «При входе в терминалы аэровокзального комплекса с помощью металлоискателей и интероскопов проводится полный досмотр всех без исключения пассажиров, их багажа и ручной клади, — сообщили в пресс-службе. — Усилен пропускной режим и контроль по всему периметру аэровокзального комплекса, на привокзальной территории, а также на строящихся объектах. Досмотр проводится на вылетающих и прилетающих во Внуково воздушных судах».

По данным Росавиации, меры безопасности усилены во всех аэропортах страны.

В ведомстве предупреждают, что из-за этого может увеличиться время досмотра багажа.

В понедельник спикер Госдумы Борис Грызлов поручил профильным комитетам подготовить предложения по усилению безопасности на воздушном транспорте. Буквально за час до этого президент России Дмитрий Медведев напомнил на экстренном совещании, что в стране был принят целый комплекс нормативных актов и законов в сфере безопасности. Президент отметил, что теракт — свидетельство того, что не все эти законы исполняются. «Надо посмотреть, как они выполнялись и как они сейчас выполняются», — сказал Медведев.

Руководству Домодедово предстоит уже второе усиление мер безопасности после теракта за последние шесть лет.

В августе 2004 года чеченские террористки-смертницы прошли на борт самолетов Ту-154 и Ту-134, заплатив сотрудникам аэропорта взятку в тысячу рублей. После этого в аэропорту было сформировано тринадцать основных блоков безопасности, сообщается на сайте Домодедово, в их числе контроль пассажиров, досмотр багажа, досмотр воздушных судов, бортовых запасов и почты, досмотр экипажей и сотрудников. «Среди технических средств контроля металлодетекторы, цветные интроскопы, стационарные масс-спектрометры, рентгенографические сканеры, переносные газоанализаторы, другое суперсовременное оборудование, — сообщается на сайте аэропорта. — Внедрена многоуровневая автоматизированная система досмотра пассажиров и багажа с пропускной способностью семь тысяч единиц в час. Аналогичные системы установлены лишь в крупнейших аэропортах Европы — Мюнхене, Франкфурте, Лондоне и других, а в России аналогов им нет». Тут же указывается, что ежегодно на обеспечение авиационной безопасности в Домодедово выделяется до $20 млн. Из них на ежемесячное обслуживание системы уходит порядка $1 млн, а на дополнительную закупку и обновление базы — около $8 млн.

Эксперты говорят о том, что нет смысла еще больше усиливать безопасность, но не помешало бы тщательнее изучить, что именно происходит в аэропортах.

«В последнее время руководители страны сделали большую работу по повышению уровня авиационной безопасности, вышли несколько законов, подзаконных актов, приказы Минтранса и МВД, в аэропортах было установлено дорогостоящее оборудование по обнаружению взрывчатых веществ и оружия», — сообщил «Газете.Ru» президент фонда «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов. По мнению руководителя аналитической службы агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, техническая и кадровая оснащенность в российских аэропортах лучше, чем во многих аэропортах Европы и Азии. «Есть оборудование на все взрывчатые вещества, оно реагирует на уровне атомов. Плюс в Домодедово есть кинологическая служба — одна из первых, введенных в аэропортах», — добавляет Смирнов. Вместе с тем, утверждает он, российские власти допустили лишь один промах. «В США после 11 сентября власти выделили несколько миллиардов долларов и потребовали от аэропортов закупить самое современное оборудование, у нас было то же самое, только заплатить за технику пришлось самим аэропортам, — говорит Смирнов. — А это очень дорогостоящее оборудование, и если покупать все самое лучшее, то аэропорты просто разорятся. В итоге получилось так, что оборудование не всегда соответствует заявленному уровню безопасности».

Эксперты обращают внимание, что металлодетекторы и газоанализаторы направлены на то, чтобы не допустить террористов на борт. Но в Домодедово преступник выбрал для взрыва общедоступное место, даже не пытаясь попасть на самолет.

Теоретически смертника могли засечь на входе в здание, где стоят рамки металлодетекторов. «Однако это не означает, что все входящие проверяются на 100%», — отметил Пантелеев, добавив, что рамки могут быть настроены на меньшую чувствительность, либо, если даже сигнал сработает, сотрудники иногда не проводят досмотр пассажиров. Таким образом, террористу не составило труда проникнуть в здание. Более того, в последнее время зайти в аэропорты можно, минуя рамки. «Сейчас можно сколько угодно рассуждать на тему того, что если бы работали рамки досмотра на входе, то жертв можно было бы избежать, — продолжает эксперт. — Но это пустые спекуляции, потому что количество мест массового скопления людей, где можно было нанести болезненный удар, более чем достаточно. И очередь около металлодетектора в этом плане является ничуть не менее уязвимой, чем группа людей, встречающих пассажиров». По его словам, без проверок можно было подойти также к внутреннему залу прилета.

Аналитик утверждает, что аэропорт ничуть не отличается от любого другого места массового скопления людей.

«Мы все понимаем, что в каждом уличном кафе, на каждой автобусной остановке металлодетекторы не поставишь, — говорит Пантелеев. — И если сейчас будут приняты экстраординарные меры, это будет свидетельствовать, что в одном месте угроза чуть ослабнет, хотя при этом существенно возрастут расходы, и материальные, и человеческие. Вероятность нанесения террористического удара по нашему обществу не изменится».

Впрочем, по мнению Смирнова, в данном случае есть вопросы к службе безопасности аэропорта.

«Чтобы выявить террористов на входе в здание, сотрудники должны использовать визуальный контроль, — поясняет он. — Затем за подозрительным визитером должна устанавливается слежка, контроль его действий. Сотрудники безопасности должны установить, есть ли что-нибудь подозрительное под рубашкой. Видимо, в Домодедово этого не было сделано».