Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

ИТАР-ТАСС

Теракты обеспечат законодательно

Могордума винит в допущении теракта владельцев Домодедово

Ирина Резник

После теракта в Домодедове депутаты Мосгордумы выступили против планов мэрии по приватизации аэропорта Внуково. Кроме того, депутаты предлагают «рассредоточить» рейсы из перегруженного Домодедово в другие аэропорты, принять закон о компенсациях жертвам терактов и сделать реальной угрозу смертной казни для их организаторов.

На заседании Мосгордумы в среду депутаты приняли заявление «О трагических событиях в аэропорту Домодедово». Депутаты выразили соболезнование и сочувствие всем пострадавшим в результате теракта, родным и близким погибших, призвали правоохранительные органы сделать все возможное для расследования, а жителей Москвы — «не допускать проявления паники, сохранять доверие к органам власти и содействовать им в обеспечении правопорядка и безопасности».

Бурное обсуждение документа касалось не только его содержания. Депутат Виктор Кругляков, прилетевший в Домодедово накануне теракта, назвал аэропорт «проходным двором».

По его словам, некоторые таксисты, пытающиеся опередить своих конкурентов, совершенно беспрепятственно проходили в стерильную зону.

«В этой зоне, где скопилось огромное количество людей и негде было даже присесть, нас продержали час сорок минут, но это так, к слову о нормальном режиме работы аэропорта, не в условиях коллапса, — заявил депутат. — Главное же то, что в таможенном терминале, когда мы еще не получили багаж, еще не прошли таможню, ходили предлагающие свои услуги таксисты. Находясь непосредственно у транспортеров с багажом, они могли и взять вещи с ленты. Это значит, что они просто дали взятку. При таком «человеческом факторе» не поможет никакая техника».

По мнению вице-спикера Мосгордумы Андрея Метельского, такие проблемы возникли, потому что Домодедово — аэропорт частный.

«Таксисты в таможенной зоне — лишь один пример частного подхода к делу, когда все равно, как организована доставка, прилет, безопасность, и только деньги правят бал», — заявил Метельский.

По его словам, контрольные пакеты акций таких объектов должны быть у государства, «тогда никто из руководителей учреждений не скажет: а мы тут ни при чем, это милиция виновата». «За 60 лет существования израильского аэропорта Бен-Гурион в нем не было ни одного теракта, — напомнил Метельский. — Но там нет ничего частного — это государственная структура, охраняемая государством. А мы скоро дойдем до того, что у нас и вооруженные силы будут частными. И мы виноваты в том, что позволяем это делать».

По мнению Метельского, одним из выводов из произошедшей трагедии должен стать вопрос о том, стоит ли Москве продавать аэропорт Внуково.

С ним согласились и другие депутаты. «Сторонники приватизации Внуково говорят, что это непрофильный актив, — заявил Михаил Москвин-Тарханов. — Но на самом деле как раз профильный. И это единственный аэропорт, который во время новогоднего коллапса не дал сбоя». Кроме того, считает депутат, вопросы приватизации таких активов должны решаться после широкого обсуждения с участием всех москвичей, а не на «палубе флагманского корабля».

Подобные заявления не оставили равнодушной обычно сохраняющую на заседаниях молчание представителя мэра в Мосгордуме Анастасию Ракову. По ее словам, вопрос приватизации Внуково — отдельная тема, которая должна обсуждаться в другом контексте. «Если бы такими примитивными способами можно было решить проблему безопасности — было бы проще, — заявила она. — Но государственная собственность не обеспечивает большую гарантию». К тому же, по ее словам, «надо обеспечивать безопасность объектов вне зависимости от формы собственности и приучать управленцев к ответственности за этот сегмент».

По мнению депутата Олега Бочарова, приучать собственников к ответственности можно только рублем. Пока же, по его словам, в стране нет такой системы противодействия рискам, при которой допустившее нарушение при обеспечении безопасности (вне зависимости от последствий) лицо отвечает за это, неся серьезные издержки.

Кроме того, депутат Людмила Стебенкова напомнила, что сейчас Домодедово — самый перегруженный из всех четырех московских аэропортов.

«Не надо забывать, что Домодедово не только международный, но и внутренний аэропорт, — заявила Стебенкова. — Понятно, что авиакомпании перешли туда, так как в Шереметьево были плохие условия. Но сейчас в Шереметьево построен новый терминал. И мы должны выступить с обращением о том, чтобы авиакомпании рассредоточили рейсы. Домодедово слишком перегружено».

По мнению вице-спикера-коммуниста Николая Губенко, необходимо «законодательно обеспечивать несчастья, которые будут продолжаться». «Мы должны наконец принять закон о компенсациях жертвам терактов, — заявил он. — Есть большой мировой опыт. В США пострадавшие при теракте 11 сентября и семьи погибших получили миллиарды долларов, а не наши жалкие подачки. Как такое вообще возможно, когда по вине государства молодой человек-кормилец гибнет в расцвете сил, а его семье предлагается компенсация в 3 млн рублей».