Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Мы выйдем раньше»

Мосгорсуд вынес приговор убийцам адвоката Маркелова

Никита Тихонов получил пожизненный срок, Евгения Хасис — 18 лет колонии. Такое решение в отношении обвиняемых в убийстве Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой принял в пятницу Мосгорсуд. Осужденные встретили суровый приговор громким смехом, их защитники готовят жалобу в Страсбург.

Десятки телеоператоров со штативами, видеокамерами и стремянками, фотографы с громоздкими камерами и репетирующие выход в прямой эфир корреспонденты центральных каналов с раннего утра пятницы ждали у здания Мосгорсуда оглашения приговора по делу об убийстве адвоката Станислава Маркелова и журналистки «Новой газеты» Анастасии Бабуровой. Когда вся толпа переместилась в 507-й зал суда, где присяжные два месяца слушали уголовное дело, атмосфера накалилась в прямом и переносном смысле: судебные приставы держали двери, зрители вытирали со лбов пот. Поближе к металлической перегородке, за которой в зал вели подсудимых — Никиту Тихонова и Евгению Хасис, протискивалась младшая сестра Тихонова, тоже Евгения. Из-за спин зевак и журналистов сыну кивал отец. Мать подсудимого, накануне приходившая на него взглянуть, на оглашении приговора не появилась. Никто из родственников Хасис, как и раньше, в суде замечен не был.

Подсудимых, которые выглядели бодро и кивали знакомым, в пятницу охраняла целая дюжина милиционеров, еще три пристава приглядывали за публикой. Наручники с Тихонова и Хасис решили не снимать.

Изловчившись, подсудимая даже в наручниках смогла приобнять своего гражданского мужа и что-то с улыбкой шептала ему на ухо, пока судья Александр Замашнюк напоминал, в чем обвиняются Хасис и Тихонов: он — в двойном убийстве, она — в участии в нападении на Маркелова, оба — в хранении и ношении оружия и использовании поддельных документов. Основными доказательствами обвинения в суде был найденный у Тихонова «Браунинг» образца 1910 года, из которого застрелили адвоката и журналистку, материалы установленной в квартире подозреваемых прослушки (на записях они обсуждают убийство Маркелова) и видеонаблюдения (прячут и переносят оружие, Тихонов надевает кобуру), показания свидетелей (националистов Ильи Горячева из «Русского образа» и Сергея Голубева по кличке Опер из Blood & Honour). Сам Тихонов признавался в убийстве на шести допросах (и даже показал, как убивал Маркелова и Бабурову), пока защита не изменила тактику.

Подробно перечислять в приговоре доказательства судья не стал, потому что ранее их уже оценила коллегия присяжных, пришедшая к выводу, что Тихонов и Хасис виновны и не заслуживают снисхождения.

На основании этого вердикта к выводу о виновности подсудимых пришел и судья Замашнюк. Он напомнил, что убийство Тихонов и Хасис совершили «на основании чувства собственной исключительности, испытывая нетерпимость, идеологическую ненависть и вражду» к Маркелову. Бабурову киллер застрелил, чтобы не оставлять свидетелей.

Вполуха слушая судью, Хасис разыгрывала целую пантомиму перед сестрой Тихонова, закатывая глаза и что-то говоря одними губами. «Прекрати», — запретил Евгении Тихоновой подавать знаки в ответ конвойный милиционер. Брат из-за стекла судебного аквариума веселил сестру, морща лоб и сдвигая брови домиком. В это время судья Замашнюк зачитывал данные судебно-медицинской экспертизы с перечислением повреждений черепа Маркелова и тканей мозга Бабуровой. Родителям погибшей журналистки не пришлось снова выслушивать подробности смерти дочери: утром в пятницу они улетели домой в Севастополь.

Судья постановил, что виновный в смерти Бабуровой Тихонов должен выплатить ее родителям 2 млн рублей за моральные страдания и 40 тыс. рублей компенсации судебных издержек.

Чтение приговора заняло у судьи Замашнюка чуть более получаса. За это время подсудимые перестали шептаться и стали говорить уже в полный голос. Хасис время от времени разражалась громким смехом, окидывая взглядом зал. Когда председательствующий упомянул, что Хасис до задержания «занималась общественно-полезным трудом и положительно характеризовалась по месту работы», подсудимая одобрительно кивнула. И с деланным удивлением повернулась к Тихонову, когда судья огласил ей срок: «О, аж два года скинул!»

Прокуратура накануне требовала для Хасис 20 лет колонии; суд решил, что она заслуживает наказания в виде 18 лет лишения свободы. Тихонов отправится в колонию особого режима на пожизненный срок.

Деловито перечислив, какие вещдоки необходимо уничтожить, а какие оставить в распоряжении правоохранительных органов (к последним относится изъятое оружие), и напомнив, что срок обжалования приговора — 10 дней, судья Замашнюк обратился к подсудимым:

— Вам понятен приговор? Есть какие-то вопросы?

— Да уж с марта никаких вопросов! — придвинулся к микрофону Тихонов. После этих слов подсудимых стали выводить из зала.

— От Василисы, Николы и Васи Кривца привет! — крикнула Тихонову сестра. (Василиса Ковалева — обвиняемая по делу группировки националистов НСО (организация запрещена в России)-Север», ей вменяются два убийства. Никола Королев — осужденный на пожизненное заключение за взрыв Черкизовского рынка националист. Василий Кривец приговорен к пожизненному сроку за 15 убийств неславян.)

У выхода из зала подсудимых ждали соратники, уверенные в их невиновности. Пожилая женщина, читавшая во время оглашения приговора молитвы, спешила дать комментарий тележурналистам. «Я считаю своего сына невиновным», — выступал перед группой репортеров Александр Тихонов.

— До скорой встречи, братик! — не унималась Евгения Тихонова.

— Они не тебе приговор вынесли, а себе, — кричал осужденному коротко стриженный молодой человек, в курилке показавший корреспонденту «Газеты.Ru» огромную свастику, вытатуированную на плече.

— Мы выйдем раньше, — успел сказать Тихонов группе поддержки, прежде чем за ним закрылась дверь.

Если приговор подтвердят кассационные инстанции и он вступит в законную силу, эта встреча подсудимых может стать последней на долгие годы: в Верховном суде заседания проходят в отсутствие обвиняемых, с использованием видеотрансляции из СИЗО.

Защита Хасис и Тихонова будет подавать кассацию на приговор в Верховный суд, а также готовит жалобу в Страсбург.

О том, что заявление в Европейский суд по правам человека уже пишется, сообщил «Газете.Ru» адвокат Тихонова Александр Васильев, назвавший приговор Мосгорсуда «беспределом и беззаконием». «Приговор постановлен при полном отсутствии доказательств в отношении моей подзащитной», — вторил коллеге защитник Хасис Геннадий Небритов.

«Проигрывать надо достойно, — кивнул в сторону адвокатов подсудимых прокурор Борис Локтионов, покидая зал суда вместе с коллегой Еленой Суховой. — Жаловаться можно, даже в Европейский суд. Но вердикт был вынесен взвешенный, законный и обоснованный». Представитель семьи Маркелова — его брата Михаила и вдовы Галины Гога — адвокат Роман Карпинский сказал «Газете.Ru», что считает приговор «адекватным и справедливым».

Новости и материалы
ВСУ атаковали два детских сада Запорожской области
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Ушедшую на почту и пропавшую певицу два дня ищут в Перми
Гуцул заявила, что в аэропорту Кишинева задерживают ее советников
Судья Федотов: игрока ЦСКА надо было удалить в матче со «Спартаком»
В художественной гимнастике переименовали элементы, названные в честь россиянок
Новая Nintendo Switch получит магнитные держатели контроллеров
Власти Оренбуржья объяснили задержки выплат пострадавшим от паводка
Работница российского банка спасла клиентку от телефонных мошенников
Симулятор ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС выйдет в июне
В российском городе сдетонировало самодельное взрывное устройство
В Пентагоне назвали преимущество России перед Западом
Из App Store удалили программы для оголения девушек на iPhone
Стало известно, сколько рублей кабмин выделит Оренбуржью
Стала известна причина осторожной игры в матче ЦСКА — «Спартак»
Разработчикам Fallout предложили сделать следующую часть игры в России
Блогера-самбиста с Украины задержали за нападения на жителей Ростова-на-Дону
Булыкин назвал «Динамо» претендентом на чемпионство в РПЛ
Все новости