Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Образование

РИА «Новости»

Школам разрешили принимать деньги

Опубликована новая версия законопроекта «Об образовании»

Полина Никольская

Минобрнауки представило новый проект закона «Об образовании». Он предлагает использовать для профессионального образования модульную систему обучения, по-прежнему не подразумевает начальное профессиональное образование и предоставляет школам и вузам право получать средства от физических лиц.

Министерство образования опубликовало на официальном сайте третий вариант проекта закона «Об образовании». В нем были переделаны вызвавшие споры пункты. Впрочем, многие положения сохранились. Последняя версия проекта была опубликована 1 декабря 2010 года. На протяжении нескольких месяцев общественность обсуждала проект на сайте zakonoproekt.ru. Затем его отправили на доработку. Новые поправки готовила комиссия по вопросам образования и социокультурной деятельности совета при президенте.

Новая версия сохранила структуру образования, которую юристы Минобрнауки предлагали ранее. Общественные деятели после публикации проекта 1 декабря возмущались, что закон отменяет начальное профессиональное образование, оставляя только среднее. «Исключить уровень начального профобразования и заменить его профподготовкой — большая ошибка, — говорил руководитель исполнительной дирекции Союза директоров среднеспециальных учебных заведений Геннадий Васин. — Как минимум все знают, что у НПО есть свои определенные социальные функции, и если все дети, которые не пойдут в 10—11-е классы, окажутся на улице, то проблем будет больше».

В то же время в новой версии закона нет определений университетам, вузам, колледжам и академиям, которые возмущали ректоров и экспертов.

Академии, согласно прошлой редакции, вошли в систему дополнительного профессионального образования, а институтам запретили выпускать магистров. Сейчас определения учебных заведений в проекте отсутствуют.

Образование в законопроекте снова определяется как «общественно значимое благо». В новом проекте обязанности и права федеральных исполнительных органов и субъектов (муниципальных и региональных властей) прописаны, причем для каждого уровня в отдельно взятой статье. «Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование на протяжении всей жизни (непрерывное образование)».

Начальное и среднее образование по-прежнему считаются обязательными, при этом сохраняется право учеников получать образование на дому.

Далее в проекте идет описание самой системы. В ст. 13 «Общие требования к реализации образовательных программ» говорится, что в оценке знаний «профессиональных образовательных программ» можно применить кредитно-модульную систему. Она подразумевает, что студент сам составляет себе план занятий, выбирая из расписания то, что ему подходит больше для профессионального развития. Модуль – разбитые на определенные части дисциплины или учебный год.

В проекте сказано, что образование общедоступно.

Но указывается, что «не является дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, преимуществ при реализации права на образование».

Они, говорится в законопроекте, «определяются свойственными образованию данного уровня и направленности, форме обучения, требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите». По мнению зампредседателя комитета «Общество защиты прав потребителей образовательных услуг» Виктора Панина, «в каждой строчки проекта сквозит коммерция».

Так, указывается, что образование финансируется за счет государства, а также «за счет средств физических и юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг».

Уже принятый ФЗ-83 о госучреждениях фактически разрешил школам и вузам зарабатывать самостоятельно.

Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ базовый законопроект признает информацией ограниченного доступа. Как охранять их, в том числе и в интернете, должен решить, согласно тексту, федеральный исполнительный орган. Рассказывать содержание КИМов ученикам запрещается. ЕГЭ – единственно возможная форма аттестации. Впрочем, проект устанавливает уже существующую норму: по ряду специальностей (которые указаны в правительственном списке как приоритетные) вузы могут проводить дописпытания. МГУ и СПбГУ могут назначить дополнительные экзамены практически по любой направленности.

В проекте закона также появилась новая статья «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования». В ней говорится, что образовательные учреждения могут внедрять экспериментальные и инновационные программы, не противоречащие закону. Никаких уточнений, впрочем, как должны выглядеть эти программы, нет. Будут ли они определены специальными указами и дополнениями к закону, опять же не сказано.

«К сожалению, сохраняется та тенденция , что изначально прослеживалась у идеологов модернизации отечественного образования, — говорит Панин. – Тут явно прослеживается тема платного образования, критические замечания были учтены не в полном объеме. Вопросы оценки образования, стандартов остаются открытыми».

Новый проект будут обсуждать до сентября 2011 года.