Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Происшествия

Украину назначили бромовержцем

В утечке брома в Челябинске виноваты украинские грузоотправители, выяснила комиссия по расследованию

Анастасия Берсенева

В ЧП с утечкой брома на вокзале Челябинска виноваты украинские поставщики, выяснила комиссия по расследованию. Представители РЖД намерены потребовать с виновных возмещения причиненного ущерба.

Специальная комиссия по расследованию причин утечки брома в Челябинске назвала виновного в создании опасной ситуации. «В ходе проведенного специальной комиссией РЖД расследования установлено, что первопричиной утечки опасного груза послужило грубое нарушение грузоотправителем — украинским предприятием «Публичное общество «Бром» — требований правил перевозок опасных грузов по железным дорогам», — пояснили в пресс-службе РЖД.

Оказалось, что украинцы недостаточно надежно зафиксировали стеклянные банки с бромом, которые перевозились в вагоне по железной дороге.

«Проблемы возникли из-за нарушений технических условий погрузки и крепления груза при его упаковке и размещении», — пояснили в РЖД. В компании добавили, что в расследовании участвовали представитель украинского предприятия, а также сотрудники Следственного комитета РФ.

В РЖД намерены потребовать возмещения причиненного ущерба от украинской стороны.

«РЖД направит грузоотправителю результаты расследования для определения в установленном порядке механизма возмещения последствий происшествия», — отметили в компании. Получить комментарии предприятия «Бром» не удалось.

Утечка брома произошла 1 сентября в самом центре Челябинска, где расположен вокзал. На железнодорожных путях в одном из вагонов находились 2063 стеклянных емкости с токсическим веществом бромом, каждая объемом в 5 литров. «Предположительно, 8–10 банок разбились», — пояснили в МЧС Челябинской области. На воздухе бром начал испаряться, образуя густой желтый дым, которым быстро заволокло близлежащие районы. Через несколько часов власти приняли решение отогнать вагон за 20 километров от города, однако дым начал накрывать город Копейск. В школах отменяли торжественные линейки, а воспитатели детских садов отправляли детей домой.

На следующий день не пострадавшие вагоны поезда, который следовал на Алтай, были отправлены по железной дороге. К разгрузке вагона с бромом приступили сотрудники учебно-спасательной части МЧС России, базирующейся в области. «Для работы с бромом, как и с любым другим химическим веществом, можно привлекать только сертифицированных специалистов», — пояснили в правительстве области. В понедельник, 5 сентября, работы были завершены. «Поврежденные емкости перемещены на восемь специальных полуплатформ с песком, что позволит предотвратить попадание брома в почву и не даст образоваться испарениям, — заявил министр радиационной и экологической безопасности Челябинской области Александр Галичин. — По имеющейся информации, в настоящее время региональное управление МЧС России завершило все работы по сортировке и перегрузке химического вещества. Целая тара перегружена в спецвагон». Он отметил, что в РЖД ждут прибытия представителя грузоотправителя, чтобы начать транспортировку емкостей за пределы области.

10 человек из сотен надышавшихся бромом были признаны пострадавшими, сообщили в Уральском следственном управлении на транспорте.

Главный врач городской станции скорой медицинской помощи в Челябинске Елена Ершова пояснила «Газете.Ru», что за день в городе было 44 вызова «скорой помощи». «Они были связаны с проявлениями раздражения слизистой оболочки: это слезотечение, першение в горле, бронхоспазмы у людей, страдающих бронхиальной астмой, — сказала она. — У аллергиков такие симптомы отравления проявляются в силу того, что организм более чувствителен к подобным ситуациям». Местные жители рассказали «Газете.Ru», что желтый дым сильно раздражал горло и нос, вызывал сильные головные боли, но люди предпочитали не обращаться к врачам.

Спустя пять дней в городе практически пропал едкий запах хлорки, говорят челябинцы. Однако некоторые до сих пор ощущают симптомы отравления. «Я не знаю, связано ли это с бромом, но самочувствие так себе: кружится голова, горло болит, — рассказала жительница города Ирина Зырянцева. — Моя мама, которая живет через дорогу, вынуждена была пойти на больничный, у нее температура была ночью 39. Оказалось, что у нее обострение бронхита, и вполне возможно, что это из-за брома». Зырянцева вспоминает, что запах брома долго не выветривался: пахла одежда, удушливый запах стоял в квартире, но в конце концов и он исчез.

«Люди больше всего возмущаются тем, что не было массового оповещения, — пояснила «Газете.Ru» жительница города Анна Колесникова. — Сирены в городе включают два раза в год, объявляя учебную тревогу, а тут по улицам ездили только машины с громкоговорителями. Но они ездили по центральным улицам, а в глубине квартала уже ничего не слышно».

Правительство области также назвало неэффективной существующую систему оповещения населения о ЧС.

Первый вице-губернатор Олег Грачев поручил областному МЧС совместно с администрацией города возможность использования проводного радио. «Тем более что в настоящее время в Челябинске существует более 120 тысяч действующих домашних радиоточек, — заявил Грачев. — Кроме того, в ближайшее время будет проведена командно-штабная тренировка по отработке механизмов оповещения населения».

Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту утечки брома. «Следователи осмотрели механизированную сортировочную горку, с которой был произведен спуск вагона, изъяты образцы грунта, — пояснили в СК РФ. — Опрошены потерпевшие, сотрудники МЧС, осуществлявшие ликвидацию последствий аварии, члены поездной бригады, сотрудники станции, спускавшие вагон с горки. По образцам изъятого грунта и воздуха назначены судебно-химические экспертизы. Подробно изучаются изъятые в структурных подразделениях ОАО РЖД Южно-Уральская железная дорога документы, журналы инструктажа, перевозочные и должностные инструкции».