Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Образование

Принята программа «Столичное образование»
Принята программа «Столичное образование»
ИТАР-ТАСС

Образованная столица за 1,5 трлн рублей

Москва приняла пятилетнюю программу «Столичное образование». Цена вопроса — 1,5 трлн рублей

Ирина Резник

Москва приняла пятилетнюю программу «Столичное образование». За 1,5 трлн рублей чиновники обещают сделать доступными детские сады, уравнять по качеству обучения школы, поднять уровень вузовского образования и научить детей мигрантов русскому языку. По мнению независимых экспертов, программа «непрозрачна» и направлена на «освоение» бюджетных средств.

Во вторник московское правительство приняло еще одну из первоочередных программ города «Столичное образование» на 2012—2016 годы. Документ, предполагающий модернизацию учебного процесса и охватывающий все уровни образования, состоит из 5 подпрограмм: «Дошкольное образование», «Общее образование», «Начальное и среднее профессиональное образование», «Высшее и непрерывное профессиональное образование», «Управление качеством услуг в сфере образования».

Общей для всех подпрограмм задачей, по словам разработчиков, является создание условий для формирования здорового образа жизни учеников и оказание помощи детям, нуждающимся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Кроме того, как заявил представлявший программу на заседании правительства глава департамента образования Москвы Исаак Калина, выполнение программы должно сделать доступным дошкольное образование, уравнять по составу высококвалифицированных кадров столичные школы и, наконец, поднять уровень поставляющего специалистов в различные отрасли Москвы среднего профессионального и высшего образования.

Повысить эффективность учебного процесса должна модернизация — оснащение учебных заведений современным компьютерным оборудованием и использование информационных технологий, объяснил чиновник.

По словам Калины, программа учитывает и положительную демографическую ситуацию, требующую создания новых мест как в детских садах, так и в школах столицы. «До 2016 года мы должны дополнительно принять 130 тыс. дошкольников и 150 тыс. школьников», — рассказал он. Поэтому в программе большое внимание уделяется улучшению материально-технической базы существующих образовательных учреждений и строительству новых, отметил Калина.

В столичных школах планируется ввести и специальные программы для обучения детей мигрантов. Прежде всего русскому языку. По официальным данным, в 2010 году в Москве и области работало около 3 млн приезжих.

Детям с ограниченными возможностями столичные чиновники обещают создать наиболее комфортные условия для обучения. В городе будет продолжен процесс приспособления зданий и территорий школ для инвалидов. А к 2016 году все дети-инвалиды, не способные самостоятельно передвигаться, должны быть включены в систему дистанционного обучения. Условия для дистанционного обучения инвалидов планируется создать и в 70% вузов. Для учащихся с нарушением слуха или зрения будут издаваться специальные учебные пособия.

По мнению зампреда комиссии Мосгордумы по науке и промышленной политике Алексея Рябинина, при планировании развития системы городского образования следует принимать в расчет нынешние высокие показатели рождаемости. Если в 2012 году из стен школ выйдут 72 тыс. выпускников, то через 10 лет их число возрастет до 120 тыс., и уже сегодня необходимо думать не только о том, где, но и кто будет их учить, говорит депутат.

«Сегодня в столице наметился ряд кадровых проблем, связанных со средними учебными заведениями города, — рассказал Рябинин «Газете.Ru». — Несмотря на то что в Москве работают 58 тысяч учителей, лишь 17% из них — молодые педагоги. Учителей со стажем работы свыше 20 лет в 6 раз больше, чем тех, чей стаж составляет 5—10 лет. При этом 88% всего педагогического состава — женщины».

Поэтому одна из задач программы — сохранить старый кадровый состав и привлечь в школы, колледжи и вузы молодых преподавателей. Им обещаны повышение зарплаты, гранты, курсы иностранного языка и стажировки в ведущих университетах России и мира.

А в детских садах средняя зарплата вырастет уже с 1 октября, рассказал депутат. «Детские сады переводятся на новую форму финансирования, при которой в четвертом квартале этого года бюджетные ассигнования будут увеличены на 1,2 млрд рублей, — рассказал Рябинин. — Фонд же оплаты труда работников детских садов увеличится на 5 млрд рублей, зарплата воспитателей детских садов повысится на 25%».

Госпрограмма «Столичное образование» сегодня же рассмотрена комиссией Мосгордумы по образованию и молодежной политике в рамках обсуждения бюджета на 2012—2014 годы. Бюджет столицы на будущий год и плановый период сверстан по программному принципу. На «Столичное образование» выделяется: 259 млрд рублей в 2012 году, 272 млрд рублей в 2013 году и 283 млрд рублей в 2014-м.

«Бюджет — это политика в цифрах. Политика правительства Москвы носит социальный характер: 15% рассматриваемого бюджета идет на образование», — заявил председатель думской комиссии Виктор Кругляков.

Всего на реализацию программы в ближайшие 5 лет из городского бюджета будет выделено 1,5 трлн рублей.

Столичные власти считают такие расходы оправданными. «Это важнейшая для Москвы и москвичей программа, и ее значение не только в сумме и ресурсах, которые на нее направляются, но и в ее содержании», — заявил на заседании московского правительства мэр города Сергей Собянин.

Но именно содержание программы смущает ее оппонентов из числа независимых экспертов.

«Московская программа верноподданнически выдержана в русле федерального законопроекта об образовании в РФ и проекта «Наша новая школа», рассматривающих образовательный процесс как услугу по получению информации, — рассказал «Газете.Ru» эксперт Всероссийского фонда образования Олег Сергеев. — Это ложный посыл, в чем уже признаются даже сами разработчики. В законопроекте об образовании нет уже даже понятия «усвоение», что означает понимание предмета. Его заменило «освоение», то есть ознакомление. А новые образовательные стандарты абсолютно не содержательны, там присутствует одно «железо» и натаскивание на сдачу тестов. Но поставленные этими же стандартами задачи обучения проектному и творческому мышлению «железом» и натаскиванием не обеспечишь».

По мнению эксперта, столичная программа не может выходить из федерального «коридора», а потому «настроена не на содержание, а на освоение денег и перевод бумаги» и не сможет удовлетворить ни учеников, ни их родителей».

Остается «лишним человеком» в нынешней системе и учитель. «На всех уровнях закрепляется подушевое финансирование, когда деньги идут за учеником, это зверская логика, потому что учителя в этой формуле вообще нет», — считает эксперт.

Раскритиковал госпрограмму развития образования города и общественный совет Москвы. По его оценке, задачи программы сформулированы так, что из них непонятно, как будут решаться обозначенные проблемы.

«Задачи программы грешат неточностями, отсутствием ясного представления авторов о том, на основе каких измеримых показателей будет определяться выполнение той или иной задачи», — говорится в экспертном заключении совета.

А реализация программы «в условиях непрозрачности финансирования» связана с серьезными рисками для бюджета. «Бюджет программы фактически никак не раскрыт и выглядит совершенно непрозрачно, — считает член совета, эксперт в области социального развития Нодар Хананашвили. — Отсутствие внятных взаимосвязей между проблемами, задачами и индикаторами приводит к очень высоким рискам нецелевого и нерационального расходования бюджетных средств, а также коррупционным рискам».