Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Концепции развития здравоохранения в России нет»

Президент Дмитрий Медведев подписал закон «Об основах охраны здоровья»

Президент Дмитрий Медведев подписал закон «Об основах охраны здоровья». Основные различия между окончательной и первоначальной версией документа касаются полномочий профессионального сообщества. Принципиальные положения, ведущие к закреплению в стране платной медицины и способствующие, по мнению экспертов, к «ускоренной деградации российского здравоохранения», остались без изменений.

Во вторник президент Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», об этом сообщила во вторник пресс-служба Кремля. Закон вступит в силу с 1 января 2012 года, однако некоторые его положения, требующие переходного периода, начнут действовать в 2013 и 2015 годах.

По заверениям чиновников Минздравсоцразвития, теперь медицинские услуги станут доступнее.

Документ формулирует новые принципы оказания медицинской помощи: позволяет пациенту самому выбрать врача, закрепляет единые стандарты оказания медицинской помощи на всей территории страны и обязательное страхование гражданской ответственности медучреждений перед пациентами, легализует «суррогатное материнство», повторно запрещает эвтаназию и вводит «неделю тишины» перед проведением аборта для принятия женщиной решения. В документе также определены источники финансового обеспечения в сфере охраны здоровья, состав федеральной и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и порядок ее утверждения.

Внесенный в Госдуму весной законопроект Минздрава был принят 1 ноября и одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 года. Принять его до окончания весенней сессии нижней палаты парламента, как изначально планировалось, не позволила общественная критика — в том числе, и в медицинских кругах. О том, что законопроект «хоронит» бесплатную медицину заявляли Пироговское движение врачей, Общество специалистов доказательной медицины, «Лига пациентов», Национальная медицинская палата (президент Палаты, директор Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии при РАМН Леонид Рошаль говорил, что этим законопроектом министерство противопоставляет себя медицинскому сообществу) и другие организации. Родители возражали против ограничений права граждан на контроль за здоровьем своего ребенка по достижении им 15 лет, а также против легализации посмертного детского донорства.

Рассмотрение документа отложили на три месяца. После дополнительного обсуждения в него было внесено около 100 из 300 предложенных профессиональным сообществом и общественными организациями поправок.

В частности, была учтена поправка, исключающая распространение на пациентов закона о защите прав потребителей и «приравнивающая медицинскую помощь к услуге». Очень важной считают эксперты передачу ответственности за организацию здравоохранения с муниципального на региональный уровень. Наибольшая же часть учтенных замечаний касается полномочий профессиональных медицинских сообществ. Принятые поправки закрепляют права профессиональных медицинских сообществ на проведение независимой экспертизы, участие в аттестации медработников, разработке норм и правил в сфере охраны здоровья (включая стандарты и порядок оказания медпомощи и программы повышения квалификации), клинических протоколов лечения и методических рекомендаций.

Кроме того, в закон вернулась отмененная раньше 79 статья, позволяющая не только государству, но и самим медицинским сообществам участвовать в управлении здравоохранением. «Мы вернули украденную перед вторым чтением статью 79 о введении саморегулирования деятельности, – рассказал Рошаль на пресс-конференции после второго чтения законопроекта. — Это столбовая дорога развития, и мы к этому придем, причем, ничего не изобретая. На Западе, где существует такая система, и где за врачебную ошибку отвечает все сообщество, 80% населения довольно качеством здравоохранения».

Между тем, ошибок таких может стать еще больше, предупреждает руководитель Института проблем управления здравоохранением Гузель Улумбекова. Дело в том, что новый закон отменяет обязательную послевузовскую подготовку (интернатуру и ординатуру) для врачей первичного звена.

Сейчас выпускники медицинских вузов в течение года проходят интернатуру, а потом еще два года могут повышать квалификацию по выбранному направлению в ординатуре. Начиная с 2017 года участковые врачи смогут приступать к практике сразу после получения диплома. «В западных странах минимальный срок послевузовской подготовки врачей составляет 3,5 года, а врачи-ординаторы получают хоть и не полную, но зарплату, а не жалкую стипендию», — напоминает президент Общества специалистов доказательной медицины Василий Власов, также не одобряющий подобную экономию.

Кроме того, отмечает Улумбекова, закон не содержит «элементарных и давно принятых во всем мире» норм по развитию непрерывного последипломного медобразования и по созданию системы управления качеством медпомощи. Вместо этого «зафиксирована архаичная система повышения квалификации» – раз в пять лет. «Все это приведет к резкому снижению качества медпомощи и скачкообразному росту числа врачебных ошибок», — предупреждает эксперт.

Что до самого главного и дискуссионного вопроса – о платности или бесплатности лечения, то, касающиеся его статьи остались в законопроекте без изменений. Документ официально закрепляет статус платной медпомощи в муниципальных медучреждениях.

Согласно закону, финансирование бюджетных медучреждений будет складываться из госзаказа на строго определенное количество работ и услуг и доходов от платных услуг населению в рамках уставной деятельности. При этом, как отмечает ответственный секретарь Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Алексей Старченко, документ не содержит конкретных ограничительных требований по поводу госзаказа, и руководители медучреждений будут стремиться его минимизировать.

Кроме того, новый закон допускает возможность изменение статуса муниципальных и государственных медицинских учреждений. По мнению главы «Лиги защиты пациентов» Александра Саверского, это приведет к неудержимой коммерциализации системы здравоохранения (для учреждений которой оказание платных услуг официально станет одной из основных статей дохода), и лишению граждан их конституционного права на бесплатную медицинскую помощь.

Провокационность этих положений закона, по мнению эксперта, совсем недавно продемонстрировал скандал с увольнением главы МНТК «Микрохирургия глаза» Христо Тахчиди: в Минздраве заявили, что известный офтальмолог уволен за коррупцию и увлечение коммерческой деятельностью. При этом, сам Тахчиди считает, что за факт оказания Центром платных услуг, должен отвечать сам Минздрав, профинансировавший лечение только 26% пациентов. «Нарушающее Конституцию право медучреждений на платные услуги закреплено в разработанном министерстве законе, так за что же они обвиняют Тахчиди? – говорит Саверский. –

Более того, медикам не только дают право лечить людей за деньги, но и вынуждают это делать, создавая им проблемы с финансированием».

По словам Рошаля, де факто платные медуслуги существуют давно и позволяют «выживать» даже рядовым поликлиникам и больницам. При этом сами руководители медучреждений хотят их оказывать, не веря, что когда-либо получат госфинансирование в должном объеме. «Требовать абсолютной бесплатности мы можем при одном условии, если государство выделит больницам достаточно денег. Но сегодня здравоохранение недофинансируется в 2 раза», — считает Рошаль. По его словам, увидев прогноз по финансированию отрасли, «он ахнул», увидев уменьшение ассигнований на федеральные учреждения. «Я не знаю, может они будут сокращать федеральные учреждения, — посетовал Рощаль. — Квот и без того мало, и они быстро выбираются. Но это закон не решит».

По словам Улумбековой, говорить о доступности бесплатной медпомощи, пока государство не гарантирует финансирование отрасли в размере 6-7% от ВВП, бессмысленно. А новый закон приведет к «ускоренной деградации российского здравоохранения». «Мы не только не сможем обеспечить доступность бесплатной медпомощи, на которую даже не установлены минимальные расходы, малодоступной окажется и высокотехнологичная помощь, объемы которой в России в 7-10 раз ниже, чем даже в бывших странах соцлагеря, — считает эксперт. – Мы не сможем увеличить доступность льготных лекарств. Закон не обеспечивает и гарантий равнодоступности медпомощи в разных регионах, поскольку переносит часть финансовой нагрузки за эти гарантии на сами регионы».

К тому же, отмечают эксперты, в новом законе нет списка услуг, которые можно получить за деньги, и эта неопределенность также будет провоцировать медучреждения требовать с пациентов денег за то лечение, которое раньше было бесплатным.

«Статья 41 Конституции гарантирует бесплатную медпомощь в госучреждениях, но в реальной жизни это не так, — считает Рошаль. — Поэтому в рамках программы госгарантий должны быть сформированы два списка – «негативный» и «позитивный» — четко прописывающие, за что можно брать плату с пациента, а за что нет». Впрочем, как признает эксперт, новый закон – рамочный, и для его реализации предстоит принять почти сотню подзаконных нормативных актов, а как показывает практика, принимаются такие документы годами, и повлиять на их содержание извне уже не удается.

Достаточно конкретно в новом законе прописаны гарантии для больных с редкими (орфанными) заболеваниями, перечень которых будет утверждаться правительством РФ и публиковаться в сети интернет. Они будут обеспечиваться лекарствами за счет средств из региональных бюджетов и пожертвований благотворителей, что, по мнению экспертов, подвергает жизнь таких пациентов угрозе. «При столь редкой распространенности этих заболеваний федеральный бюджет может и должен сам отвечать за финансирование лечения таких пациентов», — считает Старченко.

Новый закон разрешает и платные услуги по уходу за онкологическими больными, отмечает Старченко. Как следует из закона, паллиативная помощь «оказывается бесплатно в объеме и на условиях, установленных Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, а также на платной основе за счет иных источников, не запрещенных законодательством ». «Зачем же тогда запрещать эвтаназию тем, у кого нет денег на паллиативную помощь и сил бороться за «гарантии» на ее получение?», – возмущается Старченко.

Наконец, предоставив возможности «кормления» медучреждениям, закон никак не затрагивает принципы и основные способы оплаты труда, а также методы финансового стимулирования медработников и преподавательского состава медвузов, отмечают эксперты. По мнению Улумбековой, столь противоречивый закон мог появиться по той причине, что на сегодняшний день в России не существует концепции развития здравоохранения, и у государства нет четкого понимания того, в какую сторону должна двигаться отрасль.

Новости и материалы
ВСУ атаковали два детских сада Запорожской области
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Ушедшую на почту и пропавшую певицу два дня ищут в Перми
Гуцул заявила, что в аэропорту Кишинева задерживают ее советников
Судья Федотов: игрока ЦСКА надо было удалить в матче со «Спартаком»
В художественной гимнастике переименовали элементы, названные в честь россиянок
Новая Nintendo Switch получит магнитные держатели контроллеров
Власти Оренбуржья объяснили задержки выплат пострадавшим от паводка
Работница российского банка спасла клиентку от телефонных мошенников
Симулятор ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС выйдет в июне
В российском городе сдетонировало самодельное взрывное устройство
В Пентагоне назвали преимущество России перед Западом
Из App Store удалили программы для оголения девушек на iPhone
Стало известно, сколько рублей кабмин выделит Оренбуржью
Стала известна причина осторожной игры в матче ЦСКА — «Спартак»
Разработчикам Fallout предложили сделать следующую часть игры в России
Блогера-самбиста с Украины задержали за нападения на жителей Ростова-на-Дону
Булыкин назвал «Динамо» претендентом на чемпионство в РПЛ
Все новости