Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Минобрнауки ищет таланты

В России появится система по поиску талантливых детей

Одаренные дети стали объектом национального интереса. Для того чтобы наладить поставку талантов для нужд российской экономики разработана специальная концепция, которую курирует Аркадий Дворкович. «План по сдаче» талантливых детей уже намечен, но пока неясно, кто его будет финансировать и где взять квалифицированных педагогов для его реализации.

Во вторник на коллегии в Минобрнауки обсуждалась стратегия поиска и продвижения одаренных детей и молодежи, а точнее проект документа под названием «Концепция интеграции эффективных механизмов поиска талантливых детей и молодежи в общенациональную систему». Работу над концепцией стратегии курирует помощник президента Аркадий Дворкович, документ уже прошел согласование в регионах и в экспертных сообществах, и обсуждение на коллегии стало финальным этапом.

Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов вкратце рассказал присутствующим, для чего понадобилось разрабатывать столь серьезный механизм поиска одаренных детей. «В настоящее время у российских детей нет условий для проявления своей одаренности и собственной активности. А если ребенок не творит, то его потенциальная одаренность спит и в конечном счете глохнет», — пояснил Кузьминов.

Как сообщили участники обсуждения, сейчас поиск и выявление талантов более или менее успешно продвигается среди детей более старшего школьного возраста в традиционных «предметных» областях (математика, русский, обществознание, иностранный и пр.) благодаря олимпиадному движению, а в культуре и спорте — благодаря дополнительному образованию — секциям и кружкам.

При этом плохо обстоит дело с инженерным направлением. И совсем не охвачены вниманием менее «традиционные» области поиска талантов — к примеру, такие, как организационная одаренность или способность к коммуникациям.

Но если на уровне школы выявлять таланты все же удается, то после поступления в вуз талантливыми детьми вообще никто не занимается. «У нас существует большой разрыв между школой и профессиональным образованием, поскольку не хватает форм работы и сопровождения», — констатировал замминистра образования и науки Максим Дулинов.

Авторы концепции предлагают сосредоточиться в первую очередь на выявлении талантов, но при этом планируется, что процесс не ограничится только школьными рамками, а будет предполагать и дальнейшее сопровождение — вплоть до аспирантуры и трудоустройства. (Кто конкретно и каким образом будет следить за талантливыми россиянами — пока не определено.)

При этом таланты в области искусства Ярослав Кузьминов предложил «курировать» до 30 лет, в области науки и образования — до 35 лет, а в области спорта — до 31 года.

Эксперты признают, что пока некому выявлять одаренных детей и работать с ними. «Нет методики, которая позволяет определить талант в раннем возрасте, и очень высок субъективизм со стороны педагогов. В ряде случаев, если ты не проходишь фильтр первого педагога, у тебя больше нет шансов. Мы сталкиваемся с низкой мотивацией и компетентностью педагогов — наши школы за редким исключением не нацелены на поиск талантов», — считает Кузьминов.

Поэтому в рамках концепции для работы с талантливыми детьми будут готовить педагогов.

В педвузах предлагается ввести специальный курс лекций «Одаренные дети», а для действующих учителей и педагогов дополнительного образования провести курсы повышения квалификации, чтобы они могли своевременно распознать и выявить талант у своих учеников. Кроме того, планируется издать специальные методические пособия по выявлению одаренных детей. (При этом стоит напомнить, что по результатам прошлогоднего исследования ВШЭ, посвященного качеству приема в российские вузы в 2010 году, в педвузах средний балл принятых абитуриентов в целом по стране колебался от 49 и до 63 баллов, что соответствует оценкам 3 и 3 с минусом.)

Тематику школьных олимпиад предполагается расширить и привлекать к участию в них начиная с младших классов.

Всячески планируется поощрять любую активность в отношении взращивания таланта при помощи конкурсного финансирования в виде грантов и субсидий. Для того чтобы мотивировать школьников, студентов и аспирантов искать в себе талант и раскрывать его в рамках концепции, предлагается ввести стипендию не только талантливым студентам, но еще и школьникам. Перспективным аспирантам стипендию предложено поднять до уровня средней заработной платы по региону, а срок обучения в аспирантуре сделать четыре года (сейчас очники учатся в аспирантуре три года, а заочники — четыре), но при этом ужесточить условия приема.

То, что в скором времени в том или ином виде документ будет одобрен, почти ни у кого не вызывает сомнений. «Кадровая ситуация критическая: в стране огромное количество людей с дипломами, но настоящих профессионалов практически нет. Мы это видим по количеству технологических катастроф, по качеству медицинских услуг, по многим другим показателям. Я слышал, что, по данным опросов, 32% россиян считают солнце спутником Земли, это о многом говорит», — рассказал «Газете.Ru» зампред думского комитета по образованию Олег Смолин.

Но, будет ли работать предложенная система поиска талантов в российском масштабе или этот документ останется декларативным, пока непонятно. «Если резко не изменится бюджетная политика, мы получим очередной выставочный вариант, вся модернизация российского образования представляет некую витрину, включая программу «Наша новая школа» и нацпроект «Образование», благодаря которому неравенство школ еще больше увеличилось. Скорее всего, где-нибудь в пилотном регионе будет создана модель, которая так и останется моделью», — считает Олег Смолин. (Согласно закону о федеральном бюджете на 2012—2014 годы, к 2014 году расходы на образование снизятся до 3,4% от всех расходов федерального бюджета, в то время как в 2011 году эта цифра составила 5,1%. — «Газета.Ru».)

«Сокращение бюджета на образование негативным образом повлияет не только на начало новых проектов, но и не позволит продолжать нормальное существование высшего образования в нашей стране, потому что если следовать этим цифрам, то государство будет вынуждено резко сократить прием в государственные вузы, — подтверждает Кузьминов. — Очевидно, что так не будет и что бюджет на 2013—2014 годы будет пересмотрен. Мы политически не сможем реализовать бюджет, система образования не выдержит».

В ближайшее время Минобрнауки подготовит итоговый вариант концепции, включив в него замечания, которые высказали регионы. Ожидается, что уже в начале февраля документ будет передан Аркадию Дворковичу. «После окончательной редакции документа нужно будет определить необходимый размер и источник финансирования. Я думаю, что должна быть принята соответствующая госпрограмма развития образования», — считает Кузьминов.

Новости и материалы
В центре столицы США проходит пропалестинская демонстрация
В МИД Украины отрицают достижение весной 2022 года в Стамбуле договоренностей с РФ
В Одессе ликвидировали майора ВСУ
Взрывы произошли над поселком Афипский в Краснодарском крае
Китай предостерег США от вмешательства в торговлю между РФ и КНР
В МИД России рассказали, к чему привела трагедия в Доме профсоюзов в Одессе
ВСУ обстреляли магазин и хлебный фургон в Горловке
Полицейский спецназ начал массово задерживать митингующих у парламента в Тбилиси
Экономист объяснил, почему власти ждут доллар дороже 100 рублей
Врач ответила, сколько можно съедать куличей на Пасху
В Кремле назвали победителя фестиваля «Дорога на Ялту»
Посол РФ назвал новые антироссийские санкции нелегитимными ухищрениями
Митингующие в Тбилиси забаррикадировали один из входов в парламент Грузии
Ливан надеется на помощь России для восстановления экономики
В Ростовской области сбили два БПЛА
Эксперт рассказала, что будет с инфляцией в РФ в ближайшее время
Посол РФ отреагировал на обвинения США в применении химоружия на Украине
Украинского хакера американский суд приговорил к тюремному сроку
Все новости