Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Власть и право

ФСКН и МВД не против передать часть следственных функций СКР
ФСКН и МВД не против передать часть следственных функций СКР
ИТАР-ТАСС

Силовики сдают дела

ФСКН и МВД не против передать часть следственных функций СКР

Герман Прохоров, Екатерина Винокурова

В ФСКН и МВД не исключают, что в скором времени передадут часть полномочий по расследованию преступлений в Следственный комитет. В Совете федерации говорят, что СК довел до сведения руководителей ФСБ, МВД и ФСКН информацию о создании к 2013 году единого следственного органа, который займется всеми тяжкими преступлениями. По мнению экспертов, это станет завершающим этапом многоступенчатой реформы, которая идет последние годы.

Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков не против передать часть функций по расследованию преступлений контрабанды и распространения сильнодействующих наркотических веществ Следственному комитету, сообщили во вторник «Газете.Ru» в ФСКН. «Когда начались разговоры о создании единого следственного ведомства, служба была не против такого поворота событий. Что же касается технической стороны реформы, то этот вопрос к Следственному комитету», — сказал источник в ведомстве.

Во вторник президент Владимир Путин подписал указ о поэтапном сокращении численности сотрудников ФСКН до 39 тысяч 835 человек (сейчас 39 тысяч 985 человек). Сейчас в ФСКН, по словам источника в ведомстве, работает около 40 тысяч сотрудников. До 2016 их численность должна сократиться на 5 тысяч человек. Но оптимизация штатного состава, говорят в ведомстве, не будет касаться ключевых подразделений ФСКН — оперативно-розыскного и следственного департаментов — и сокращения никак не связаны с реорганизацией следственных органов.

Источники в МВД также подтверждают, что глава Следственного комитета Александр Бастрыкин обратился в полицию с предложением проработать вопрос о передаче уголовных дел, возбужденных по тяжким 3-й и 4-й частям различных статей УК в ведение СК. «СК не впервые обращаются к нам с предложением «разгрузить следственные департамент МВД». Действительно СД МВД крайне загружено в основном не тяжкими делами, которые относятся к частям 1-й и 2-й различных статей УК. Именно поэтому в МВД самый большой штаб следователей в сравнении с ФСБ и ФСКН», — сообщил источник в полиции. Ранее, в январе 2011 года, СК уже «разгрузил» СД МВД, взяв на себя расследование налоговых преступлений.

Сейчас самостоятельные следственные подразделения есть у МВД, ФСКН и ФСБ. Ст. 151 УПК «Подследственность» четко разграничивает статьи УК, по которым ведомства ведут предварительное расследование. «Но закон «О следственном комитете» принятый в 2010 году фактически дает право ведомству Бастрыкина забирать любое следственное производство», — пояснил источник.

В понедельник «Росбалт» сообщил, что начальник СД МВД Юрий Алексеев получил письмо от главы СК Александра Бастрыкина, в котором предложил провести мероприятия «в связи с началом работы с 1 января 2013 года единого следственного органа» и попросил Алексеева прислать свои предложения по решению технических и организационных вопросов. По данным информагентства, к 2013 году в структуру предполагается перевести 20% сотрудников из системы полицейского следствия, а остальных должны отправить в Управление по организации дознания МВД.

Впрочем, официальный представитель СК Владимир Маркин во вторник сообщил, что «никаких писем» Бастрыкин в СД МВД не посылал, хотя и не опроверг информацию о реорганизации системы следственных органов.

«Вопрос о возможном перераспределении полномочий находится в компетенции руководства страны, в том числе законодательной власти, а не председателя СК и не начальника следственного департамента МВД», — подчеркнул Маркин.

Идея создания единого следственного органа поднималась еще генпрокурором Юрием Чайкой в 2009 году, когда ему был подконтролен Следственный комитет. В 2010 году закон «О следственном комитете» переподчинил СК главе государства, а Александр Бастрыкин стал активно продвигать идею об общем следственном ведомстве. Дмитрий Медведев также объявил о возможном возникновении суперведомства. «В дальнейшем могут быть приняты и иные решения, — отметил тогда Медведев, комментируя решение вывести из прокуратуры Следственный комитет. — Время покажет, по какому пути нам двигаться». Сам Бастрыкин в декабре 2011 года еще раз анонсировал: «Видимо, все идет к объединению всех следственных органов. Этот вопрос обсуждался на самых разных уровнях».

Создание с 1 января 2013 года нового единого следственного органа станет завершающим этапом многоступенчатой реформы, проводившейся несколько лет, рассказал «Газете.Ru» cенатор из комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Анатолий Лысков, много лет работавший в центральном аппарате ФСБ и в следственных органах МВД.

«Если бы в свое время сразу был создан единый Следственный комитет, мог бы случиться управленческий коллапс.

Тогда руководство страны приняло решение делать это поэтапно: сперва выделили следственное управление как отдельную структуру при прокуратуре, потом – как самостоятельный орган. Наконец, начались этапы передачи подследственности дел, который все увеличивается. До выделения Следственного комитета в отдельную структуру до 805 дел расследовалось силами следователей МВД, на втором месте по количеству дел был следственный аппарат прокуратуры, потом – следственный аппарат ФСБ и потом – ФСКН, — вспоминает Лысков. — Что изменится с созданием единого Следственного аппарата органов внутренних дел? Следственный аппарат станет единым и будет заниматься расследованием тяжких и особо тяжких преступлений, а расследования преступлений малой и средней тяжести останутся в сфере ведения органов дознания сотрудников полиции. Что касается сотрудников следственных аппаратов МВД, ФСКН и ФСБ, то, после передачи подследственности тяжких и особо тяжких дел в ведение единого Следственного аппарата органов внутренних дел, часть следователей из перечисленных ведомств перейдет туда на работу, а часть станет дознавателями и будет заниматься мелкими делами. Будет перераспределение и полномочий, и сотрудников».

Цель реформы – освободить новый единый Следственный аппарат от мелких и средних дел, отмечает Лысков, добавляя, что, по его информации, руководители силовых ведомств, которых коснется реформа, уже проинформированы о грядущем перераспределении. Впрочем, в ФСКН и ФСБ эти данные пока не подтверждают.