Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Технологии

В ночь на вторник грузовой корабль «Прогресс М-15М» не смог состыковаться с МКС
В ночь на вторник грузовой корабль «Прогресс М-15М» не смог состыковаться с МКС
Reuters

«Прогресс» пошел «Курсом-НА»...

Грузовой корабль «Прогресс М-15М» не смог состыковаться с МКС

Елена Белова

В ночь на вторник грузовой корабль «Прогресс М-15М» не смог состыковаться с Международной космической станцией: тестировавшаяся система сближения «Курс-НА» дала сбой. Повторная попытка стыковки будет произведена через несколько дней, после сближения с японским грузовым кораблем. Эксперты считают это обычной рабочей ситуацией.

Во вторник утром при сближении корабля «Прогресс М-15М» с Международной космической станцией (МКС) произошла нештатная ситуация. Случился технический сбой, из-за которого сорвалась стыковка летательных аппаратов. В планы экипажа российского сегмента МКС в составе командира корабля Геннадия Падалко, бортинженеров Сергея Ревина и Юрия Маленченко во вторник входило выполнить подзарядку буферных и резервных батарей корабля «Прогресс М-15М», заменить лэптоп RSE1, сделать видеосъемку для телепередачи «Урок из космоса», зарегистрировать дозы радиации и подготовить репортажи для сайта Роскосмоса. В задачу экипажа также входил контроль повторной стыковки грузового корабля, говорится на сайте Роскосмоса.

В 00.25 мск «Прогресс М-15М» отстыковался от отсека «Пирс» и в ходе автономного полета должен был провести тест новой системы сближения и стыковки «Курс-НА».

Ныне действующая система «Курс» в этом году была усовершенствована Научно-исследовательским институтом точных приборов.

После завершения тестовых операций корабль должен был повторно пристыковаться к МКС, сообщает Центр управления полетами (ЦУП). Стыковка была намечена на 05.58 мск. Процесс проходил штатно, объясняют в Роскосмосе, но в 04.22 мск в 161 км от «Прогресса М-15М» система управления движением запретила последующие операции, в связи с чем сближение было приостановлено.

«Специалисты группы оперативного управления анализируют ситуацию, готовят рекомендации о продолжении работ и контролируют полет транспортного грузового корабля, — говорится в сообщении Роскосмоса. — На данный момент средняя высота орбиты грузовика 408,1 км, и его удаленность от станции составляет 484 км».

NASA также сообщило, что после неудачной попытки пристыковаться к МКС грузовой корабль был отведен на безопасное расстояние. «Прогресс-47» находится на безопасной дистанции от станции», — говорится в сообщении.

В NASA подтвердили, что произошел сбой в работе новой системы сближения и стыковки.

Как ожидается, к вечеру вторника грузовой корабль отведут от МКС еще дальше — на 500 км. Повторная стыковка намечена на 29 июля. За два дня до этого к МКС должен причалить японский «грузовик» HTV-3. «Сложившиеся обстоятельства не являются препятствием, — заявляет Роскосмос. — Дальнейшие работы по стыковке «Прогресса» с МКС будут продолжены после стыковки японского грузового корабля HTV-3».

Как передает РИА «Новости» со ссылкой на источник в космической отрасли, в том случае, если с новой системой вновь возникнут проблемы, «Прогресс» пристыкуют к Международной космической станции при помощи штатной системы «Курс», которая работает с 1986 года. «На корабле имеется проверенная временем система «Курс», с помощью которой корабль и был пристыкован к МКС 22 апреля. Если повторные попытки протестировать модернизированную версию не увенчаются успехом, «Прогресс М-15М» либо пристыкуют с помощью штатного «Курса», либо сведут с орбиты и затопят, — заявил источник. — В любом случае корабль свою задачу выполнил — штатно доставил грузы на станцию, загружен отходами. Претензий к нему нет».

Эксперты называют происшедший сбой «нормальной рабочей ситуацией».

«Это испытание новой системы, ну и что? К безопасности станции ситуация никакого отношения не имеет, — сказал «Газете.Ru» помощник директора Института космических исследований (ИКИ) РАН Вячеслав Родин. — Корабль выполнил все свои операции, был разгружен, и затем, можно сказать, проводил эксперимент. Это не авария, а реальная экспериментальная работа».