Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

ИК-6 берет на честь

Руководители копейской колонии № 6 подали в суд иск о защите чести и достоинства, которые были поруганы заключенным и правозащитниками

Администрация копейской колонии № 6 подала в суд на заключенного, который жаловался на избиение, и на правозащитников из Gulagu.net, которые эти жалобы растиражировали. Истцы — Евгений Зяхор и Константин Щеголь — утверждают, что осужденный опорочил их. Они требуют от него 200 тысяч рублей компенсации, а от правозащитников — опровержения на сайте. В колонии тем временем собирают близкий к администрации родительский комитет в противовес родственникам жалобщиков, а зэков десятками вызывают на дисциплинарную комиссию.

Руководство взбунтовавшейся в конце ноября колонии № 6 в Копейске решило не дожидаться окончания следственных действий по уголовному делу о пытках и вымогательствах и защищаться от заключенных и правозащитников самостоятельно. Спустя почти месяц после событий в ИК-6, где заключенные устроили акцию протеста, администрация подала в суд на осужденного Олега Локтионова и руководителей правозащитного проекта Gulagu.net. Первый не раз заявлял, что сотрудники колонии избивали его, а правозащитники на своем сайте эти заявления публиковали.

В суд на Локтионова и Gulagu.net подали заместитель начальника ИК-6 Евгений Зяхор, курирующий оперативный отдел исправительного учреждения, и замглавы колонии по безопасности Константин Щеголь (на последнего, по данным правозащитников, осужденные жаловались больше всего). Разбирательство будет проходить в порядке гражданского судопроизводства: сотрудники колонии посчитали, что из-за заявлений Локтионова была поругана их честь, пострадали достоинство и деловая репутация.

За это Щеголь и Зяхор требуют от заключенного компенсацию в 200 тысяч рублей, а от правозащитников, которые выступают в качестве соответчиков, — опубликовать на своем сайте опровержение.

В иске, который есть в распоряжении «Газеты.Ru», упоминается появившаяся на Gulagu.net 3 августа этого года аудиозапись рассказа Локтионова об обстоятельствах смерти в июне 2012 года другого заключенного, Николая Коровкина. Запись сделал бывший зэк ИК-6 Михаил Ермураки, который так же, как Локтионов, неоднократно заявлял о пытках и вымогательстве денег в исправительном учреждении.

«Это их работа: они каждый день кого-то вызывают, избивают, вымогают деньги. Этого Коровкина Щеголь ударил резиновой дубинкой по голове, отчего тот упал и потерял сознание. Ему стало хуже, и его вывезли в лечебно-профилактическое учреждение № 3 (ЛПУ), где тот и скончался», — говорит Локтионов на записи.

Сам осужденный признает, что не присутствовал при встрече Щеголя и Коровкина – он ссылается на рассказ последнего, который в тюремной больнице успел рассказать о случившемся.

Локтионов утверждает, что оказался в ЛПУ-3 после того, как его самого избили: бил его якобы Евгений Зяхор. В беседе с «Газетой.Ru» Локтионов отмечал, что после избиения его долго не хотели отправлять в больницу, но в итоге согласились, когда заключенному стало хуже.

Поначалу в ЛПУ-3 его никто не трогал: ему сделали операцию на ноге и продолжали лечение. О том, что Локтионова избил именно Зяхор, «Газете.Ru» говорила мать осужденного Светлана.

«Мне сын рассказывал, что Зяхор его бил. О вымогательстве денег он ничего не говорил — видимо, берег меня, зная, что у меня проблемы с сердцем», — отмечала Светлана Локтионова.
Зяхор утверждает, что заключенного не трогал. «Данная информация не соответствует действительности, так как из выписки из истории болезни … следует, что осужденному Локтионову О. М. была сделана операция Венэктомия по Бэбкоку-Нарату (удаление больных вен)», — отмечает представитель администрации ИК-6.

Не понравилось Зяхору и утверждение Локтионова, что тот не раз обращался к администрации, чтобы его «вывезли на больничку», и что он даже написал жалобу на Зяхора, рассказав в ней о том, как тот его бил. Истец снова ссылается на данные медицинской карты, в которой якобы есть запись о направлении Локтионова в хирургическое отделение. При этом, пишет Зяхор, в журнале предложений, заявлений и жалоб нет упоминания о заявлении Локтионова на него и просьбы осужденного о переводе в ЛИУ-3.

Щеголь недоволен тем, что Локтионов упоминает о его роли в избиении Коровкина. Замначальника ИК-6 ссылается на журнал учета применения физической силы и специальных средств к заключенным, в котором отсутствует информация об избиении Коровкина. «Осужденный Коровкин Н. М. поступил на лечение в медицинскую часть ФКУ ИК-6 с диагнозом «острый бронхит, ВИЧ-инфекция» и находился на лечении в МСЧ с 27.05.2012 года по 08.06.2012 года», — говорится в иске. Умер Коровкин, по его словам, от «ВИЧ-инфекции».

В УФСИН по Челябинской области «Газете.Ru» прокомментировать иск Щеголя и Зяхора не смогли. «Позвоните завтра утром, можно будет что-нибудь сказать, когда я узнаю, в чем суть иска», — отметил руководитель пресс-службы областного УФСИН Иван Мешанин.

Основатель и соруководитель проекта Gulagu.net Владимир Осечкин считает, что иск – попытка взять инициативу в свои руки: «Поначалу администрация вела себя тише воды, ниже травы. Но когда спал ажиотаж, уехали журналисты и общественники, они приняли решение атаковать, чтобы себя выгородить. Причем я не исключаю, что посоветовали Щеголю и Зяхору подать иск в областном УФСИН. Руководство челябинских колоний даже не удосужилось отстранить начальника ИК-6 Механова, хотя о необходимости это сделать говорила местная прокуратура», — заявил «Газете.Ru» Владимир Осечкин. Удивляет его и сумма компенсации, которую затребовали истцы. «Они решили отсудить у осуждённого 200 тысяч рублей, хотя зарплата в этом учреждении, как установила комиссия СПЧ (президентский совет по правам человека — «Газета.Ru») на уровне 20–30 рублей в месяц», — отмечает Осечкин. Основанный им сайт, продолжает правозащитник, всего лишь опубликовал аудиозапись «с рассказом Локтионова о пытках и поборах», то есть о том, о чем «недавно узнала вся страна». «Я не понимаю сути претензий, — говорит Осечкин. «Мне даже интересно, что суд обяжет написать в качестве опровержения: что это не Олег Локтионов рассказывает или что Олег Локтионов рассказывает не о пытках в ИК-6? Совсем непонятно, что опровергать. Я расцениваю этот иск как наглядное злоупотребление правом, не более того».

Помимо исков о защите чести, достоинства и деловой репутации администрация ИК-6 использует и другие возможности, чтобы остаться во главе учреждения, утверждают в общественной наблюдательной комиссии за местами принудительного содержания по Челябинской области. Член областной ОНК Николай Щур рассказал «Газете.Ru», что под контролем начальника ИК-6 Дениса Механова создается некий «родительский комитет», в который в основном входят родственники приближенных к администрации заключенных.

«Родные заключенных, которые писали жалобы в правоохранительные органы, попытались выяснить, что это за организация. Они позвонили и попросились в этот комитет, но им сказали, что кандидатуры отбирает лично Денис Механов. Судя по всему, задача комитета – это реклама Механова и колонии в противовес родным жалобщиков», — делает вывод Щур.

Кроме родительского комитета в колонии собирают подписи за то, чтобы Механова оставили на посту начальника. Подписываются под коллективным обращением, утверждает Щур, все те же приближенные к администрации заключенные. Зэки, участвовавшие в акции протеста, напротив, вынуждены ходить на заседания дисциплинарной комиссии. «Ходят они туда десятками, но им пока не говорят о принимаемых решениях», — подчеркивает Щур. В остальном на заключенных пока не давят. По словам правозащитника, побывавшего сегодня в колонии, они могут свободно передвигаться по территории, во многих блоках практически нет сотрудников: «Теперь они даже могут смотреть новостные сюжеты без цензуры, хотя раньше этого не было».

Несмотря на это, заключенные продолжают писать жалобы в правоохранительные органы и правозащитникам.

Общее количество жалоб, по данным Щура, 2748, хотя всего в колонии около 1300 заключенных.

«877 подписей стоит под заявлением с требованием уволить начальника отдела специального учета, которая ответственна за прием жалоб и их отправку. Она жалобы не отправляет. Возможно, это Механов ей такой приказ отдал, а возможно, у колонии просто нет денег. Правда, тут зэки не виноваты: есть закон, разрешающим им писать жалобы, и по закону заявления должны быть отправлены. Помимо жалоб в ОНК 2044 обращения направлены в прокуратуру области, 117 – генеральному прокурору, 60 – в СК России и его руководителю Александру Бастрыкину, 9 – в местный СУ СК, одна — уполномоченному по правам человека по области, 102 – федеральному уполномоченному и т. д.», — рассказал Николая Щур. Следователи, которые ведут дело по факту вымогательства, как говорит Щур, каждый день допрашивают жалобщиков, поэтому не исключено, что в скором времени появятся первые подозреваемые.

Новости и материалы
«Ванкувер» Михеева и Задорова повел в серии с «Нэшвиллом»
Эвакуационная машина для танков Abrams досталась бойцам ЦВО как трофей
За карьеру в Минобороны Иванов купил дом в 1500 «квадратов» и ЗИС
Российские снайперы помогли сбежать из Часова Яра беженцам
Поволжье ожидают жаркие выходные
Названа неожиданная локация, где россияне собрались проводить майские
«Вашингтон» Овечкина потерпел третье подряд поражение от «Рейнджерс» Панарина
Маск обратился к Белому дому по поводу Украины
Булыкин одним словом оценил игру ЦСКА со «Спартаком»
На Западе рассказали, как осуществляются платежи России в Китай
В трех штатах США проходят мощные торнадо
В Туле представили ретранслятор для FPV-дронов с неограниченной дальностью
В Минздраве рассказали о реакции пациентов на препарат от болезни Бехтерева
В США ликвидировали первый потерпевший крах в этом году банк
Зеленский назвал дедлайн для Украины
Ученые выяснили, что подъем по лестнице существенно продлевает жизнь
Психолог объяснил, почему до 14 лет стоит ограничить ребенка в смартфоне
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА
Все новости