В субботу в Москве в храме Христа Спасителя (ХХС) начал работу Архиерейский собор Русской православной церкви. В этом году число приглашенных архиереев увеличилось почти в полтора раза: если в Соборе 2011 года участвовали около 200 архипастырей, то в этом году обсуждать устав РПЦ и другие вопросы повестки дня будут уже около 300 человек из 247 епархий РПЦ, в том числе из бывших союзных республик и стран дальнего зарубежья. Решение пригласить иностранных гостей из Токио, Нью-Йорка, Риги и Таллина Священный синод принял буквально несколько дней назад, 30 января.
Почти треть архиереев, присутствующих на нынешнем Соборе, были избраны за последние четыре года — после того, как Кирилл стал патриархом.
«Это не искусственный рост за счет увеличения аппарата: на три тысячи приходов за последние годы увеличилась наша церковь», — заявил предстоятель РПЦ во время беседы с премьер-министром страны Дмитрием Медведевым. «Это молодое поколение епископата, люди образованные, в основном они имеют высшее светское и духовное образование, большую практику работы. Причем берем кандидатов не из столицы, а тех, которые, как я говорю, умеют и по тундре, и по тайге передвигаться», — добавил патриарх.
Перед заседаниями высшего органа управления РПЦ в ХХС отслужили Божественную литургию, а патриарх Кирилл прочитал предначинательную молитву. Затем участники приняли регламент, повестку дня и программу Собора, утвердили состав мандатной, редакционной и счетной комиссии.
В первый день Собора перед архиереями выступил патриарх Кирилл с основным докладом о жизни и деятельности РПЦ.
Он напомнил собравшимся, что нельзя сравнивать церковь с мирским обществом и судить о ней по ее внешним проявлениям. «Церковь не от мира сего, но она пребывает в мире и заботится о спасении мира», — сообщил предстоятель РПЦ.
Патриарх отметил, что последние несколько месяцев были для церкви временем испытаний: «Церкви пришлось выдержать неоднократные нападки извне, выразившиеся в виде целого ряда тенденциозных и клеветнических кампаний, кощунственных выходок и даже уничтожения православных святынь». Вспоминая о недавнем прошлом, глава РПЦ поговорил о настроениях в обществе в конце 2011 – начале 2012 года. Он заявил, что тогда обострилось противостояние «между частью общества и государственной властью», и подчеркнул, что тогда же некую часть общества раздражала позиция РПЦ, которая «неизменно призывала к конструктивному диалогу народа и власти, основанному на взаимоуважении его участников».
Патриарх настойчиво подчеркнул, что церковь находится вне политической борьбы: «Церковь не служит и никогда не будет служить чьим-либо политическим интересам. Христиане могут принадлежать к разным политическим течениям, выражать различные взгляды на ситуацию в стране и обществе, если только эти течения и взгляды не противоречат основам церковного учения».
По словам предстоятеля РПЦ, в последнее время на церковь оказывается существенное давление в виде кощунств и актов вандализма, чтобы унизить ее.
Кирилл связывает это с желанием «дискредитировать церковь как носительницу тысячелетнего нравственного идеала общества и заставить церковь замолчать и прекратить свидетельствовать правду Божию». Также патриарх подчеркнул, что те, кто дискредитируют церковь, пытаются «насадить в качестве нормы то, что слово Божие называет грехом и чему противится человеческая совесть». Он уверен, что это приведет к ожесточению людей и росту конфликтов.
Глава Русской православной церкви коснулся и скандала вокруг акции панк-группы Pussy Riot в ХХС в феврале прошлого года, ни разу, однако, не произнеся вслух ни название группы, ни имена активисток Надежды Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерины Самуцевич.
Докладчик отметил, что правовое государство должно защищать не только светские, но и религиозные символы, «охраняя чувства верующих от посягательств и оскорблений». В качестве доказательства глава РПЦ огласил принятое Архиерейским собором 2008 года положение об оскорблении религиозных чувств: «Никакими ссылками на свободу слова и творчества нельзя оправдать надругательство в публичной сфере над предметами, символами или понятиями, которые почитаются верующими людьми. <…> Надругательство над святынями не может быть оправдано ссылками на права художника, писателя, журналиста. Современное законодательство обычно защищает не только жизнь и имущество людей, но и символические ценности, такие как память умерших, места захоронения, памятники истории и культуры, государственные символы. Такая защита должна распространяться на веру и святыни, которые дороги для религиозных людей».
Ранее, в течение всего процесса по делу Pussy Riot, представители СМИ и либеральной общественности неоднократно ставили вопрос, почему патриарх комментирует скандал. Сразу после приговора представители РПЦ попросили государство «о милосердии к тем, кто совершил грех богохульства и не желает в нем раскаиваться». Но спустя несколько месяцев патриарх фактически свел на нет это заявление: «Суд дал правовую оценку печально известной богохульной акции в храме Христа Спасителя, охарактеризовав ее как преступление. Приговором в отношении кощунниц создан судебный прецедент, направленный на предотвращение в будущем оскорбления религиозных чувств верующих».
«Выражая положительное отношение к данной правовой оценке, вместе с тем церковь, сострадая каждому грешнику, обратилась к государству с просьбой проявить милосердие к осужденным. Однако необходимо помнить, что снисхождение и прощение наиболее действенно в соединении с раскаянием и решимостью не повторять преступные действия в будущем. Иначе вместо исправления оно может породить чувство вседозволенности, которое станет причиной новых преступлений», — добавил предстоятель РПЦ.
Патриарх отметил, что организаторы антицерковной кампании не должны тешить себя надеждой, что «общество поддерживает их безумие». По его словам, об этом свидетельствуют «обращения от частных лиц и общественных организаций с поддержкой РПЦ». Кроме этого он считает, что миллионные очереди у ХХС к поясу пресвятой Богородицы – еще одно доказательство «силы веры православного народа».
В речи патриарха досталось и отдельным священнослужителям.
Предстоятель церкви сообщил, что некоторые священники соглашались с «несправедливыми обвинениями» в адрес РПЦ, и заклеймил их как оправдателей греха, что, по словам патриарха, «еще хуже, чем сам грех».
В течение трех последующих дней участники Архиерейского собора обсудят несколько проектов документов, которые ранее разработали члены Межсоборного присутствия: об избрании патриарха, составе Поместного собора РПЦ, о позициях церкви «в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных», «по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции», а также «по актуальным проблемам экологии».
«30 января 2013 года Священный синод принял решение вынести на рассмотрение Освященного архиерейского собора проект Положения о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской православной церкви, а также членов их семей», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе Московской патриархии. Этот проект уже рассматривался на Архиерейском соборе 2011 года, и тогда участники Собора приняли временное положение о финансовой поддержке работников РПЦ с тем, чтобы внести изменения и окончательно утвердить его в 2013 году.
Архиерейский собор – это высший орган управления РПЦ, в котором принимают участие главы епархий или же викарные архиереи, те, кто возглавляет различные церковные учреждения – синодальные заведения или духовные академии. Собор может созываться только патриархом Московским и всея Руси и Священным синодом не реже раза в четыре года.