Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

За «Нерпу» оправдали дважды

Во Владивостоке суд присяжных во второй раз оправдал фигурантов дела об аварии атомной подлодки «Нерпа»

Во Владивостоке суд присяжных признал командира АПЛ «Нерпа» и трюмного машиниста невиновными в аварии подводной лодки в 2008 году. Тогда погибли 20 человек, десятки отравились ядовитым газом. Два года назад коллегия присяжных уже выносила оправдательный вердикт в отношении обвиняемых, но военная прокуратура опротестовала это решение. Дело отправили на новое рассмотрение, которое закончилось тем же исходом. Родственники погибших в трагедии моряков намерены вновь обжаловать решение присяжных заседателей.

Во Владивостоке суд присяжных во второй раз оправдал командира атомной подводной лодки «Нерпа» Дмитрия Лаврентьева и трюмного машиниста Дмитрия Гробова, обвиняемых по делу пятилетней давности об унесшей жизни 20 человек аварии подлодки. Решение присяжные приняли единогласно.

Гвардии капитан I ранга Лаврентьев обвинялся в превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий — пункт «в» части 3 ст. 286 УК. Старшине Гробову инкриминировалась часть 2 ст. 109 (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей) и часть 2 ст. 118 УК (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей).

Оправданному во второй раз командиру субмарины грозило до 10 лет лишения свободы, его подчиненному — до четырех.

По версии следствия, 8 ноября 2008 года старшина Гробов во время ходовых испытаний атомной подлодки «Нерпа» в Японском море «из любопытства» включил систему пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая). В отсеки начал подаваться фреон (газ без цвета и запаха). На борту находились 208 человек. 20 членов сдаточной комиссии погибли, еще 21 человек был госпитализирован с отравлением. Сразу после ЧП появились сообщения, что «Нерпу» планировалось передать на 10 лет в лизинг Индии. Тогда представители Минобороны категорически это отрицали.

Однако зимой прошлого года АПЛ была действительно отправлена в Индию, где ее ввели в состав военно-морских сил страны под названием «Чакра».

В первые месяцы после трагедии следователи заявляли, что Гробов сам дал признательные показания и рассказал, что именно он включил подачу фреона. Командиром лодки Лаврентьевым следствие заинтересовалось спустя год. В 2009 ему и капитану I ранга Сергею Захарченко, бывшему командиру бригады, в которую входила лодка, предъявили обвинения по ч. 3 ст. 293 УК (халатность). Командира и капитана заподозрили в плохой подготовке подчиненных. С Захарченко обвинения впоследствии сняли.

Лаврентьев и Гробов в итоге свою вину не признали. Линия защиты строилась на утверждении, что истинной причиной трагедии стало воровство средств, выделенных на строительство К-152 «Нерпа». «Нарушение своих служебных обязанностей рядом должностных лиц промышленности, бессовестное воровство государственных средств при строительстве лодки», — называл причины аварии адвокат Александр Кулаков, имея в виду ситуацию с фреоном. В суде были представлены результаты экспертизы, показавшей, что в систему пожаротушения был закачан не чистый фреон, а его смесь с более дешевым тетрахлорэтиленом. Что и стало, по версии защиты, причиной гибели людей.

В сентябре 2011 года коллегия присяжных уже выносила оправдательный вердикт, на основании которого Тихоокеанский военный флотский суд оправдал обоих фигурантов дела.

Несогласие с приговором выразили родственники погибших на «Нерпе». Военная прокуратура опротестовала оправдательное решение в Верховном суде, который согласился с доводами обвинения и отменил приговор. После четырех лет следствия, суда и вердикта присяжных о невиновности командир и трюмный машинист вновь оказались на скамье подсудимых. Дело Лаврентьева и Гробова было снова направленно в Тихоокеанский флотский военный суд на новое рассмотрение с новым составом присяжных.

В качестве аргументов прокуратура указывала на процессуальные ошибки, допущенные в ходе суда, которые оказали влияние на присяжных заседателей: всего в ходе процесса суд сделал стороне защиты около 50 замечаний. Однако, что за нарушения допустили адвокаты, неизвестно: первый процесс по делу подлодки проходил в закрытом режиме, а многие документы, представленные следствием и прокурорами, были снабжены грифом «секретно».

С повторным оправдательным вердиктом, вынесенным в пятницу, прокуратура опять не согласна.

Сторона государственного обвинения считает, что коллегия присяжных заседателей во второй раз оказалась неспособной правильно разобраться в обстоятельствах уголовного дела. По мнению прокуратуры, из-за сложности технических нюансов присяжные не могли объективно оценить произошедшее.

«Нарушение в ходе судебного разбирательства стороной защиты уголовно-процессуального закона с целью умышленного искажения фактов и доказательств по делу, несомненно, повлияло на принятие решения, основанного в большей степени на эмоциях, нежели на фактах и доказательствах. Кроме того, ввела в заблуждение общественность, в том числе присяжных заседателей, и развернутая адвокатами в некоторых СМИ кампания в защиту подсудимых, основанная на недостоверных доводах и передергивании обстоятельств дела», — говорится в сообщении прокуратуры.

Родственники погибших моряков намерены обжаловать приговор суда. По их мнению, даже если среди экипажа и испытательной команды нет виновников трагедии, то надо искать их в руководстве флота. «В море погибли 20 человек, десятки подорвали здоровье из-за отравления газом, и нет виновных. Такого не может быть! Родственники погибших возмущены оправдательным приговором, не согласны с ним. Мы будем подавать жалобу в Верховный суд страны», — цитирует РИА «Новости» мать погибшего машиниста Дмитрия Суренкова Маргариту.

В свою очередь, член общественного совета при Минобороны главред журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко считает, что обвинения, выдвинутые в адрес командира и старшины, «с самого начала вызывали очень сильные сомнения». «Вердикт я считаю справедливым, потому что экипаж действительно в чрезвычайной ситуации проявил мужество и самоотверженность при спасении людей и лодки. Решение присяжных, я уверен, будет поддержано и военными моряками, и общественностью», — заявил агентству эксперт, следивший за ходом процесса.

Для того чтобы установить реальных виновников происшествия на «Нерпе», необходима комплексная техническая экспертиза, убежден Коротченко. Предыдущая, по его словам, была проведена недостаточно тщательно.

Новости и материалы
Госдума утвердила Мишустина премьер-министром РФ
Полковник ВСУ оценил вероятность перехода всего Донбасса под контроль РФ
МИД Японии оценил заявление о постоянной готовности стратегических сил РФ
Россияне отвернулись от одного вида льготной ипотеки
Ученые создали первую в своем роде молекулярную «клетку», запирающую парниковые газы
В России пересмотрят модель оплаты труда бюджетников
У побережья Тайваня произошло мощное землетрясение
Появилось видео, как сотни левых радикалов штурмуют завод Tesla под Берлином
Мэр Томска поговорил с ветераном, пожаловавшимся на поведение его подчиненного
В ВСУ хотят, чтобы украинцы «не паниковали» на фоне мобилизации
Мишустин рассказал о регулировании правительством интернет-магазинов
Депутаты хотят наградить дагестанцев, спасавших пассажиров затонувшего в Мойке автобуса
«В глубине души уже надоело»: игрок «Спартака» о доминации «Зенита»
Голикова сохранит свой пост
На Украине начали готовить общественное мнение к сдаче Часова Яра
На Украине троллейбус вылетел на пешеходную зону с людьми
Американец, которого парализовало после жесткого задержания, потребовал у полиции $100 млн
В Литву не пустили вагон со знаком Z
Все новости