Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Власть и право

В Мытищах открывается мемориальное военное кладбище
В Мытищах открывается мемориальное военное кладбище
ИТАР-ТАСС

Пантеон «эпохи Путина»

В Подмосковье в субботу откроется первое в стране мемориальное военное кладбище

Ирина Резник

Завершено строительство Федерального мемориального кладбища в Мытищах — его торжественное открытие намечено на 22 июня. На возведение некрополя потрачено около пяти млрд рублей, правда, подрядчики пока получили только четыре.

Завершено многолетнее строительство первого национального воинского некрополя — Федерального военного мемориального кладбища (ФВМК). Его торжественное открытие состоится в День памяти и скорби, в субботу, 22 июня. Согласно постановлению правительства России от 25 февраля 2004 года № 105 «О Федеральном военном мемориальном кладбище», это кладбище предназначено для погребения Героев Советского Союза и Героев России, ветеранов Великой Отечественной войны, президентов СССР и России, руководителей органов федеральной исполнительной власти, маршалов. Кроме того, здесь могут быть погребены сотрудники федеральных органов исполнительной власти, Государственной противопожарной службы, погибшие при защите интересов государства. Места на этом кладбище могут выделяться и для других граждан, на погребение которых даст разрешение президент или правительство.

Мемориал займет территорию более 53 га (в 7 раз больше Новодевичьего кладбища) около деревни Сгонники Мытищинского района Московской области, рядом с Волковским кладбищем. При этом только половина территории (26 га) выделена для захоронений, остальное — для ритуальных и административно-хозяйственных построек. «Всего на кладбище предполагается создать около 40 тыс. захоронений, первым из них станет погребение останков неизвестного солдата и установка памятного знака», — рассказал в четверг на пресс-конференции и. о. руководителя комитета общественных связей города Александр Чистяков. Захоронение бойца 107-й стрелковой алтайской дивизии, погибшего под Москвой в 1941 году, планируется создать по аналогии с мемориалом «Могила Неизвестного Солдата».

По словам чиновника, перезахоронение праха и останков героев с других кладбищ на новое место не предполагается.

ФВМК представляет собой уникальный объект, не имеющий аналогов в отечественной практике, говорится в релизе, подготовленном выполнившим художественную составляющую проекта ЗАО «Комбинат монументально-декоративного искусства». «Это и пантеон для самых выдающихся людей страны, и мемориал воинской славы, и кладбище со всеми присущими ему атрибутами, — сказано в документе. — Общегосударственное значение ФВМК, необычайная идеологическая емкость объекта диктуют особый подход к его художественному облику, призванному воплотить национальное представление о доблести, мужестве и славе».

Перед входом в мемориал на большой площади расположены тридцатидвухметровые стелы, облицованные красным и черным гранитом, в нижней части которых созданы две флорентийских мозаики из гранита на тему Скорби и Прощания. За КПП начинается предназначенная для траурных лафетов мощенная гранитом дорога, ведущая к Центральному перекрестку с «Обелисками Славы» — ансамблю из четырех кубических гранитных форм с рельефами, тематически отражающими рода войск Вооруженных сил РФ и тыл страны. От Центрального перекрестка дорога ведет к Площади поминальных обрядов. Для стен поминальных залов выполнены панорамные картины на тему «Поля русской Славы»: «Чудское озеро», «Куликово поле», «Бородино», «Севастополь», «Брестская крепость», «Мамаев курган». Завершают облик ритуальных залов посаженные у их стен голубые «кремлевские» ели.

Центром монументально-скульптурного оформления ФВМК является ансамбль скульптур на Аллее героев — 24 фигуры воинов с присущими им историческими костюмами, оружием и атрибутами шести эпох: со времени Александра Невского и Дмитрия Донского до Великой Отечественной войны и эпохи локальных войн второй половины XX века. Завершает монументально-художественное решение ансамбля ФВМК Пантеон-Колумбарий, в центре которого, в чаше фонтана, на фоне гранитных знамен расположен отлитый в бронзе монумент «Скорбь» — фигура женщины, оплакивающей павшего бойца.

Как рассказал «Газете.Ru» художественный руководитель проекта ФВМК, член президиума Российской академии художеств, народный художник Росии Сергей Горяев, в целом творческому коллективу удалось воплотить все, что было задумано. «Окончена громадная работа, и приходит понимание, как много сил было вложено за последние восемь лет в воплощение идеи, — рассказал Горяев. — Конечно, было много проблем, но наше упорство победило: нам удалось донести до Минобороны, Минкульта, коллег, прессы, просто людей, которые не понимали стилистики ансамбля, наше архитектурно-художественное видение. Доказать, что это не должна быть суперсовременная вещь. И сегодня ветераны нас благодарили, говорили, что получилось именно так, как они бы хотели».

По словам художественного руководителя проекта, строительство ФВМК обошлось бюджету в пять млрд рублей.

Правда, последний миллиард еще не выплачен генподрядчику строительства — «Росспецстрою». «Подрядчик до сих пор не получил денег еще за тот год и строил за кредитные средства», — рассказал он. При этом, отмечает Горяев, работа велась очень рачительно. «53 га с перепланировкой, благоустройством, большим художественным насыщением, большим количеством уникальных объектов, отделкой из натурального гранита — все это стоит очень дорого», — объяснил он.

Что до художественной стороны строительства, то самым важным достижением творческого коллектива Горяев считает «рождение стилистики сегодняшнего дня». «Я ставил задачу разработать стиль эпохи Владимира Путина, — рассказал художник. — Он подписал постановление о строительстве пантеона в самом начале своего руководства страной. За это время появилась олимпийская стройка, но там используется универсальная архитектура, Сколково тоже не интересно в этом плане, а «Москва-Сити» скорее адресовано к Лужкову. И мне казалось очень важным создать стиль нынешней эпохи, который, делая упор на классическо-академическую школу, отсылал бы и к современному искусству, и к стилю ар-деко, и к русской традиции».

Идея создания национального военного мемориала для имеющих особые заслуги перед государством военнослужащих появилась давно. Впервые о ней заговорил еще Никита Хрущев. В1993 году группа маршалов обратилась к Борису Ельцину с предложением о создании национального пантеона. Президент одобрил идею, но решение о ее проработке принял только спустя 4 года, после повторного ходатайства. Затем долго искали место для будущего пантеона. И только в 2001 году Владимир Путин подписал указ о строительстве ФВМК. Само строительство началось в 2008 году, но из-за финансовых проблем сроки его завершения несколько раз отодвигалось. Открытие пантеона планировалось сначала 9 мая 2010 года, затем в декабре 2011 года.

При этом с самого начала создание ФВМК сопровождалось скандалами.

Первоначально в 2002 году конкурс выиграл комплексный архитектурно-художественный проект мемориала ГУП МНИИП «Моспроект-4» под руководством Андрея Бокова. Соавторами стали известные российские художники Георгий Франгулян и Иван Лубенников. Однако затем проект был передан строительно-проектным структурам Минобороны. Между скульпторами и проектировщиками начались конфликты. «Моспроект-4» так и не смог отстоять свои авторские права, в том числе право на участие в создании ФВМК. Арбитражные суды на эту тему продолжаются до сих пор. Как рассказал «Газете.Ru» Лубенников, его эскизы до сих пор находятся в «Моспроекте-4», но поскольку он был отстранен от работ, то ответственность за воплощение своих задумок в жизнь художник не несет: «Мои вещи могу делать только я сам».

По мнению искусствоведа, члена президиума экспертно-консультативного общественного совета при главном архитекторе Москвы Алексея Клименко, кладбище, пусть и мемориальное, не должно быть парадным местом (где для захоронений отведена только половина территории). А стремление к гигантомании (как и на Поклонной горе) говорит о победе имперского, негуманного начала в российской культуре. «Таковы эстетические предпочтения людей, стоящих у власти, — считает эксперт. — И в основе всего этого искажение картины мира, когда история представляется бесконечной чередой побед. Но еще маршал Жуков говорил, что с течением времени все военачальники стремятся выиграть сражения, которые они проиграли. Важно, чтобы пантеон имел ноту гуманизма, сострадания. Потому что война — это прежде всего огромное страдание, а не слава и героизм».