Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Город

Сергей Савостьянов/ИТАР-ТАСС

Пересадка недоразумений

Московский метрополитен опроверг свое же заявление о возможном закрытии пересадок в часы пик

Ирина Резник

Руководство столичного метро заявило о намерении обсудить с властями города возможность закрытия пересадочных узлов между линиями в часы пик, а затем отказалось от своего предложения, объяснив, что журналисты все неправильно поняли. По мнению эксперта, подобные меры допустимы только в нештатных ситуациях.

В Москве нашли дешевый способ борьбы с давкой в метро: при большом скоплении пассажиров предлагается закрывать пересадочные узлы метро. Как сообщил «Интерфаксу» в четверг главный инженер Ситуационного центра метрополитена Константин Пахомов, руководство московского метро готовится обсудить со столичными властями вопрос о временном закрытии пересадочных узлов в случае скопления большого количества людей на пересадочных станциях в часы пик.

«Наверное, будем пересматривать схему закрытия станций, то есть если персонал будет видеть, что на станции скопилось чрезмерное количество людей и пересадочный узел не справляется с потоком, то он будет закрываться. Сотрудники не будут давать людям переходить на соседнюю линию, а будут выводить их на поверхность, чтобы они далее добирались наземным транспортом.

Но для этого нужно синхронизировать такую схему с графиком движения наземного транспорта. Пока это не сделано, но мы будем обсуждать такую возможность в первую очередь с руководством города», — цитирует чиновника агентство.

Главный инженер отметил, что давка, образовавшаяся на станции метро «Парк культуры» во время инцидента с возгоранием кабеля в тоннеле в начале июня, возникла из-за перегруженности пересадочного узла. «В тот момент пересадочный узел находился в перегруженном состоянии и просто не справлялся с таким потоком людей. Персонал на станции должен следить и не допускать сверхнормативного переполнения. Однако пока у нас не принята новая схема, мы вынуждены перевозить пассажиров при любых условиях, не закрывая станций, так как с наземным транспортом синхронизации достаточной нет, и выводить людей на поверхность в случае переполнения и закрывать станции мы пока не можем», — пояснил Пахомов.

Предложение руководства подземки озадачило экспертов.

«Такие меры, наверное, будут допустимы и эффективны в случае возникновения каких-то нештатных ситуаций, из-за которых возникают большие скопления людей, — считает научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИИ ВШЭ Николай Залесский. — Но во всех других случаях метрополитен должен работать так, чтобы выполнять те функции, которые на него возложены в контексте транспортной системы Москвы. И без таких вещей, как принудительное закрытие пересадочных узлов для сдерживания потока людей».

По словам эксперта, он не знает о существовании подобной практики где-либо в мире. По его мнению, реализация предусмотренной на ближайшее время программы развития метрополитена вкупе с программами по развитию наземного транспорта должна исключить «необходимость в закрытии отдельных пересадочных узлов при нормальной штатной работе».

Спустя несколько часов пресс-служба метрополитена опровергла слова Пахомова, пояснив, что журналисты неправильно его поняли.

«Информация, появившаяся на лентах некоторых информационных агентств, не соответствует действительности, — говорится в сообщении пресс-службы. — Руководство Московского метрополитена не рассматривает возможности закрытия станций — пересадок и переходов — в часы пик.

Пассажирам, как и раньше, доступны все пересадочные узлы в часы работы метрополитена. Данная мера, возможно, будет применяться лишь в случае возникновения нештатных ситуаций. Согласно существующему регламенту, в этих случаях организовываются компенсирующие маршруты наземного пассажирского транспорта».

Между тем «неправильно понятое» предложение чиновника вполне вписалось в контекст других подобных инициатив столичных властей. Так, в конце прошлого года в метрополитене прошел научно-технический совет с приглашением крупнейших компаний-производителей, где специалисты обсуждали проект «Технических требований к электроподвижному составу для поставки в 2014–2016 годах». (За это время планируется закупить на конкурсных условиях 864 вагона нового типа.)

Одним из требований, направленных на увеличение вместимости вагона, был автоматический подъем и фиксация в этом положении пассажирских диванов.

Предложение обескуражило даже заявлявших о готовности выполнить любые пожелания заказчика производителей. «Обеспечить стопроцентную надежность такой достаточно аварийной конструкции в реальных условиях будет невозможно, — заявил на совете главный конструктор ОАО «Метровагонмаш» Алексей Колесин. — Это не говоря уже про микроклимат в переполненном вагоне: при полностью поднятых диванах в вагоне может оказаться более 400 человек».