Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Образование

Московский педагогический госуниверситет представил новую концепцию развития
Московский педагогический госуниверситет представил новую концепцию развития
Борис Кавашкин/ИТАР-ТАСС

Новые возможности старого вуза

Московский педагогический госуниверситет, где были защищены поддельные диссертации, представил новую концепцию развития

Елена Мухаметшина

Московский педагогический госуниверситет, который в прошлом году ославился скандалами с липовыми диссертациями, представил новую концепцию развития. О ней рассказал академик Алексей Семенов, который был назначен ректором университета в августе этого года и должен своим авторитетом спасти репутацию главного столичного педвуза.

Новый ректор Московского педагогического госуниверситета академик Алексей Семенов во вторник представил концепцию развития вуза. Ему предстоит много работы: МПГУ, прославившийся в свое время раздачей липовых диссертаций, по-прежнему преследуют скандалы. В начале сентября выяснилось, что в нескольких негосударственных вузах студенты за деньги получали дипломы МПГУ.

Впрочем, как полагают эксперты, есть вероятность, что за счет своего авторитета в Министерстве образования и науки Семенову удастся привести вуз в нормальное состояние.

В университете планируется внедрение системы liberal arts — то есть программы широкой подготовки по разным предметам. Базируется такая система на общей подготовке студентов, на расширении их кругозора и общем развитии, а не на подготовке к какой-либо конкретной деятельности.

Несмотря на то что во всем мире сейчас стараются отходить от этой системы, Семенов считает, что такой подход может стать основной для педагогического образования в России. Семенов напомнил, что в России лучше всего эта идея была реализована в СПбГУ на факультете свободных искусств и наук, деканом которого является Алексей Кудрин. На факультете совмещают гуманитарные и естественно-научные дисциплины. На основе подхода liberal arts МПГУ будет вырабатывать свой стандарт педагогического образования, о чем есть договоренность с Минобрнауки.

Внедрению этого подхода будет служить бакалавриат широкого профиля. В его рамках студенты будут изучать предметы по коммуникации, педагогической практике, антропологии, общественным наукам, математике и информатике, естествознанию. Выпускники вуза смогут быть учителями в начальной школе, также иметь основной профиль — учитель-предметник, исследователь, социолог, искусствовед, переводчик или менеджер, а кроме того, получать какой-либо дополнительный профиль.

Студенты смогут по ходу обучения менять свою специализацию: не захотят быть учителями истории — пойдут в учителя биологии.

Семенов сообщил, что хочет отойти от практики, по которой все поступающие в педвузы обязаны сдавать обществознание, которое он назвал самым позорным предметом для сдачи ЕГЭ. «Необходимо, чтобы поступающие имели возможность сдавать ЕГЭ по тем предметам, в которых они считают себя сильнее всего», — сообщил ректор.

Ректор надеется, что проходной балл в вузе будет расти: «Из-за того что происходит повышение зарплат учителей в регионах, мы надеемся, что в педвузы будут приходить выпускники школ с высоким балом ЕГЭ и прекратится практика, когда все худшие выпускники школ шли в педвузы». Средний балл в этом году в вузе действительно вырос с 68,8 до 72,7 балла. Однако пока сложно говорить, за счет чего — за счет махинаций во время сдачи ЕГЭ либо действительно качество поступающих в педвузы повысилось.

По словам Семенова, с момента его прихода на пост уволилось около сотни преподавателей. Однако он называет это обычной текучкой.

При этом увольнения будут продолжаться: в частности, уйдут те сотрудники, вина которых будет доказана в ситуации с дипломами МПГУ, которые получали студенты так называемых вузов-прокладок.

Журналисты телеканала «Россия» в сентябре выпустили сюжет о том, что студенты нескольких негосударственных вузов получают дипломы МПГУ. В частности, Московский социально-педагогический институт якобы возглавляет Ольга Шушарина, которая также является деканом факультета социологии, экономики и права МПГУ. Студенты этого вуза учатся в аудиториях и на средства госвуза, а деньги за обучения идут в «частный карман».

Шушарина, кстати, была в свое время оппонентом на защите кандидатской диссертации в МПГУ бывшего директора Специализированного учебно-научного центра (СУНЦ) им. Колмогорова МГУ Андрея Андриянова, который был лишен своей степени из-за разразившегося скандала с липовыми диссертациями. Сейчас МПГУ проводит проверку этих фактов.

По поводу диссертационных советов МПГУ, в одном из которых защищались липовые диссертации, ректор высказался весьма мягко:

«Я не считаю, что детальное изучение деятельности диссертационных советов должно являться приоритетным направлением в нашей деятельности.

Еще до моего прихода в вузе начался мониторинг диссертационных советов, защищенных диссертаций, результаты его работы будут объявлены позднее».

Предыдущий ректор МПГУ Виктор Матросов был уволен в июле этого года приказом министра образования и науки Дмитрия Ливанова. В конце ноября прошлого года специальная комиссия Минобрнауки начала экспертную оценку научных работ, которые защищались в диссертационном совете № Д212.154.01 на базе МПГУ. В итоге своих степеней лишились 18 человек, которые защищали работы в этом совете.

Поводом к расследованию послужил скандал с назначением директором СУНЦ им. Колмогорова МГУ Андрея Андриянова, бывшего главы студенческого союза МГУ.

Тогда члены совета выпускников центра пожаловались на Андриянова, посчитав, что он незаконно получил степень кандидата исторических наук.

В частности, указывалось, что в его работе были указаны несуществующие научные публикации. «Колмогоровцы» просили проверить правомерность присуждения научной степени кандидата исторических наук Андриянову. При этом указывалось, что его научная работа защищалась в диссертационном совете МПГУ в 2011 году, хотя учился он в аспирантуре химического факультета МГУ. В итоге в его работе были найдены большие объемы неправомерного заимствования, и он был лишен степени кандидата наук.