Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Город

Против чемодана с логотипом Louis Vuitton, размещенного на Красной площади, высказались все думские фракции.
Против чемодана с логотипом Louis Vuitton, размещенного на Красной площади, высказались все думские фракции.
  • Против чемодана с логотипом Louis Vuitton, размещенного на Красной площади, высказались все думские фракции.
1 11

Чей чемодан?

Чемодан Louis Vuitton на Красной площади вызвал неоднозначную реакцию политиков и экспертов

Ирина Резник, Иван Архипов

Кто разрешил установить на Красной площади павильон-чемодан для предстоящей выставки модного парижского дома Louis Vuitton, намерены выяснить депутаты Госдумы и члены Общественной палаты РФ. В ГУМе объясняют, что павильон — временный проект. В «Архнадзоре» напоминают, что Красная площадь — территория памятника ЮНЕСКО.

Депутатская фракция КПРФ намерена обратиться в правоохранительные органы с требованием разобраться, каким образом стала возможна установка на Красной площади павильона, выполненного в виде чемодана модного дома Louis Vuitton. «Есть особый статус Красной площади. Это сакральное место российского государства.

Есть такие символы, которые нельзя опошлять и порочить, потому что от этого зависит и будущее государства.

Мне казалось, что нынешняя власть наконец это поняла, поэтому прекратила разговоры о перезахоронениях, о гробокопательстве», — заявил РИА «Новости» секретарь ЦК КПРФ, депутат Сергей Обухов. Он добавил, что не оставит без внимания эту «похабщину».

Недовольны появлением павильона-чемодана и в «Единой России». Депутат фракции Андрей Сидякин уже направил в Федеральную антимонопольную службу запрос с требованием проверить соответствие его появления в самом центре столицы закону «О рекламе». О намерении выяснить, по чьему распоряжению появился чемодан на Красной площади, заявляют и в Общественной палате РФ. Ранее появление чемодана на главной площади страны вызвало волну возмущения в блогосфере.

В столичной мэрии напомнили, что городские власти не имеют отношения к Красной площади, являющейся федеральной территорией.

Огромный чемодан Louis Vuitton появился на Красной площади у торгового дома ГУМ неделю назад. Со 2 декабря 2013 года по 19 января 2014 года в павильоне-чемодане, который выполнен в виде сундука модного дома Louis Vuitton размером девять метров в высоту и 30 метров в длину, пройдет выставка «Душа странствий». На выставке будут представлены личные вещи легендарных клиентов модного дома (а это Николай II, Тамара Лемпицки, Эрнест Хэммингуэй, Грета Гарбо, Катрин Денев, Демиан Хёрст, Диана Вешнева, Шэрон Стоун и многие другие), посетители смогут увидеть 25 исторических сундуков и 12 видеоинсталляций современных художников, пишет сайт Louis Vuitton.

Еще в сентябре президент Louis Vuitton в Северной Европе Роберто Эггз сообщал, что этой экспозицией торговый дом хочет продемонстрировать, что его связи с Россией намного более давние и прочные, чем об этом можно было подумать.

Ответить на вопрос, с кем была согласована установка павильона и сколько это стоило, в пресс-службе Louis Vuitton не смогли, переадресовав вопрос в ОАО «ТД «ГУМ».

В ГУМе объяснили, что павильон Louis Vuitton — временный проект. Как заявил председатель комитета по стратегическому развитию ГУМа Михаил Куснирович на заседании комиссии по градостроительной политике, транспорту и связи Общественной палаты Москвы во вторник, это «благотворительная акция для детей с ограниченной двигательной системой, здесь не идет речь о жажде наживы».

«Что касается использования общественных пространств на Красной площади, мы обращались в федеральные органы власти для согласования, долго их проходили, представляли все чертежи, объясняли, для чего это все», — цитирует Куснеровича «Интерфакс».

Мнения экспертов о появлении закрывающего вид на старый Кремль и Мавзолей модного чемодана разделились.

По словам координатора «Архнадзора», члена комиссии Общественной палаты по культуре и сохранению историко-культурного наследия Константина Михайлова, он крайне негативно относится к появлению подобного объекта. Ведь речь идет о главной площади страны. «Извлекать коммерческую выгоду можно разными способами, но давайте считаться со статусом этого места и с тем, что туда приходят десятки тысяч людей, которые хотят увидеть именно Красную площадь, а не павильон одной известной фирмы…

Мне весьма интересно, по чьему распоряжению это было поставлено, является ли это коммерческим проектом и кто является его выгодополучателем?»

Кроме того, напоминает эксперт, впереди Новый год, а одним из символов этого праздника в России являются куранты на Спасской башне. «Многие люди специально приходят на Красную площадь, чтобы встретить Новый год под бой курантов. И благодаря каким-то людям теперь Москва должна будет встречать этот праздник с сундуком на Красной площади», — говорит он.

В свою очередь художник, теоретик современного искусства Анатолий Осмоловский считает, что «ничего страшного в том, что это происходит на Красной площади, нет». «Красная площадь всегда была местом, где общество перформативно заявляло о себе — парадами, концертами, акциями, перформансами.

Недавно здесь прошла акция художника Павленского, а теперь появился рекламный объект», — напоминает эксперт.

По его словам, такие объекты нужны городу — «они снимают стресс, вызывают реакцию горожан, выбивая их из рутины», и Москве такого уличного искусства «отчаянно не хватает» — из объектов паблик-арта в Москве можно видеть только памятники, но они не вызывают реакции, потому что быстро всасываются в плоть и кровь города. «Этот прием — увеличение предметов до несвойственных им размеров — называется художественным форматированием, — пояснил Осмоловский «Газете.Ru». — Конечно, по гамбурскому счету, это не арт-объект — в нем нет предмета новизны, а есть рекламное содержание. Но, как ни странно, гигантский чемодан выполняет его функции».

Рекламщики очень часто пользуются технологиями, которые разработаны современными художниками, добавляет галерист Марат Гельман. Например, эстетика рекламы на билбордах рождена Энди Уорхолом. Политические активисты используют приемы из перформансов художников. «Рекламщики следят за сферой искусства, так было всегда, и здесь они адаптировали под рекламные задачи какие-то вещи, связанные с паблик-артом, — отмечает Гельман.

— Конечно, там есть смешные параллели — LV, Louis Vuitton, Ленин Владимир. И эта случайная коммуникация добавляет проекту новые смыслы».

По словам Гельмана, для десакрализации Красной площади чемодан Louis Vuitton сделал больше, чем акция Павленского. «Ведь какие были аргументы — это же Красная площадь, здесь проходил Парад Победы, здесь Ленин похоронен. И этот жест делает больше для десакрализации, поскольку коммерческое пространство — утилитарно», — отмечает он.

Гельман также считает, что развиваться Красной площади мешают скорее могилы, а не эта временная конструкция, которая сегодня есть, а завтра ее нет. «Ничего не нарушили, ничего не разрушили — это самое главное, — считает галерист. — Скорее можно говорить о том, что у Louis Vuitton получилось — как они смогли договориться с администрацией президента?»

Впрочем, в управделами президента РФ отрицают всякую связь с появлением на Красной площади огромного «дома-чемодана» французской фирмы.

«Управделами не имеет никакого отношения к вопросу, связанному с установкой павильона Louis Vuitton на Красной площади», — сказал «Интерфаксу» во вторник пресс-секретарь управделами президента РФ Виктор Хреков.

Между тем использовать главную площадь страны для празднования своего 120-летнего юбилея собирается и ТД «ГУМ». Как сказано на сайте торгового дома, 1 декабря на Красной площади откроется первая в истории современной России рождественская ГУМ-ярмарка.

«У стен Кремля появятся 23 сказочно-игрушечных домика. В середине — лавки с традиционным зимним угощением... И, по традиции Старого Света, глинтвейн, колбаски-гриль, венские вафли, жареные каштаны. Вокруг — хоровод палаток с сувенирами».