Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Власть и право

Пилоты в кабине самолета Sukhoi Superjet
Пилоты в кабине самолета Sukhoi Superjet
Максим Шеметов/ИТАР-ТАСС

Залетные пилоты

В Госдуму внесен законопроект о допуске иностранных пилотов в российскую гражданскую авиацию

Елизавета Антонова

Правительство внесло в Госдуму законопроект, разрешающий российским авиакомпаниям нанимать на работу иностранных пилотов. По мнению авторов проекта, это поможет восполнить острый дефицит российских командиров воздушных судов, который приводит к снижению уровня безопасности воздушных перевозок. Однако, по мнению экспертов, 200 иностранных пилотов в год (столько предлагает Минтранс) недостаточно, чтобы восполнить нехватку летных кадров.

В пятницу правительство внесло на рассмотрение Госдумы законопроект, разрешающий иностранным пилотам работать членами экипажей российских самолетов, сообщается на сайте правительства. Проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части допуска иностранных граждан к выполнению функций членов экипажей воздушных судов гражданской авиации» был одобрен на заседании правительства 5 декабря, а о том, что правительство может рассмотреть этот вопрос, сообщил министр транспорта Максим Соколов на заседании кабинета министров еще в конце ноября. Сейчас закон запрещает российским авиакомпаниям принимать на работу иностранных пилотов.

Главная проблема, по мнению разработчиков законопроекта, это острая нехватка квалифицированных отечественных летных кадров. В первую очередь речь идет о командирах воздушных судов (КВС).

«С учетом роста востребованности авиаперевозок ряд компаний вынуждены привлекать к управлению воздушными судами пилотов чрезвычайно интенсивно, вплоть до нарушения действующих санитарных норм, ограничивающих месячный и годовой налет.

Устранение дефицита КВС теоретически должно привести к тому, что подобного рода нарушений будет меньше, — объяснил «Газете.Ru» глава аналитической службы «Авиапорт» Олег Пантелеев идею законопроекта. — Сегодняшний дефицит КВС обусловлен тем, что 10–15 лет назад прием курсантов в учебные заведения гражданской авиации был явно недостаточным. Единственной, к сожалению, возможностью устранить этот дефицит сегодня является опора на внешние ресурсы».

В случае принятия закон будет действовать до 1 января 2019 года.

«Авторы законопроекта подразумевали, что пяти лет действия нынешнего документа будет достаточно, чтобы острую проблему снять, а впоследствии уже опираться преимущественно на специалистов, окончивших отечественные учебные заведения и повысивших свою квалификацию также в России», — отметил Пантелеев.

Согласно ранее озвученным планам российского Минтранса, в течение этого периода планируется привлекать по 200 иностранных пилотов год.

Министр транспорта России Максим Соколов, чье ведомство занималось разработкой законопроекта, ранее объяснил «Газете.Ru», что за последние четыре года количество пассажиров российских авиалиний увеличилось примерно вдвое — с 45 млн в 2009 году до ожидаемой отметки 83 млн пассажиров за 2013 год. Он подчеркнул, что не видит причин запрещать российским авиаперевозчикам прибегать к помощи иностранных специалистов: «Сегодня не только российские, но и иностранные компании прилетают в наши российские аэропорты и перевозят российских пассажиров».

Начальник отдела общественных связей Минтранса Тимур Хикматов тоже не считает, что новый закон может повлечь за собой проблемы с безопасностью перелетов.

«Какая разница, на борту какой компании летает пилот? На Air France и на Malev он летит в Москву, и мы ему этого запретить не можем. А если он сядет на борт «Аэрофлота», то сразу безопасность почему-то должна поменяться. Логика где?»

— недоумевает он в разговоре с «Газетой.Ru».

Кроме того, по словам Соколова, законодательство большинства стран не запрещает зарубежным пилотам «осуществлять перевозку на коммерческих авиакомпаниях на своих авиалиниях».

«В 1991 году у нас был пик авиаперевозок. За ним последовал резкий спад, многие пилоты остались без работы, училища сокращали набор. С конца 1990-х ситуация снова поменялась, но подготовить необходимые кадры так быстро не выходит, — объяснили «Газете.Ru» в Минтрансе. — У нас дефицит именно КВС, со вторыми пилотами проблем нет. Сейчас мы каждый год увеличиваем набор в летные училища, но мы их получим командирами только спустя шесть-семь лет, а потом и свои подрастут до КВС – для этого им нужно «налетать» необходимые часы».

Однако, по мнению Олега Пантелеева, предложенной Минтрансом квоты о привлечении 200 иностранных пилотов в год может быть недостаточно:

«Как показывают расчеты, сделанные рядом авиакомпаний, а также Ассоциацией эксплуатантов воздушного транспорта, и заключение Минэкономразвития на предложенный законопроект, предложенной квоты будет недостаточно, чтобы полностью решить проблему дефицита летных кадров».

Через пять лет взять иностранного пилота на работу с учетом того, что квота скоро закончится, будет уже менее привлекательно для нанимаемого сотрудника, считает эксперт. «Если бы была возможность увеличить квоту в первые годы, это было бы востребовано авиакомпаниями, а к концу пятилетнего периода уже самим авиакомпаниям это было бы нужно в меньшей степени», — отметил Пантелеев.