Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Город

Здание Московского академического театра имени Владимира Маяковского
Здание Московского академического театра имени Владимира Маяковского
Валерий Мельников/РИА «Новости»

Театралов отучат смотреть на часы

Московские театры меняют график работы в погоне за зрителями

Анна Семенова

В поисках зрителей столичные театры меняют время начала спектаклей, отходя от стандартных 19.00 часов. Одни начинают раньше, другие — позже. Глава департамента культуры Москвы Сергей Капков назвал это решение разумным и нацеленным на рост внебюджетных доходов. Согласно программе городского правительства, в ближайшие четыре года от театров ждут большей самостоятельности: прибыль должна увеличиваться, а финансирование постепенно будет урезаться.

Как рассказал «Газете.Ru» глава московского департамента культуры Сергей Капков, предложение отказаться от жесткого времени начала спектаклей было высказано им еще год назад. «За это время театры подумали и, видимо, стали реализовывать идею.

Вообще то, что культурные учреждения подстраиваются под зрителей, очень разумно, в этом есть какие-то рыночные элементы», — говорит чиновник.

«Некоторые театры, например «Практика», «Гоголь-центр», начинают представления позже по будням, некоторые — как Большой театр или Театр им. Маяковского — в выходные и праздничные дни начинают раньше. Многие классические театры предпочитают начинать спектакли в 19 часов, чтобы успеть разобрать декорации до полуночи и не оплачивать ночную смену по повышенной ставке. Эту вариативность можно только приветствовать», — добавил Капков.

Пресс-секретарь Театра им. Маяковского Олеся Вартанова рассказала, что с этого сезона решено начинать спектакли в выходные и праздничные дни в 18.00, а также добавить дополнительные представления днем.

«Это делается в интересах жителей спальных районов, Новой Москвы и ближайшего Подмосковья. Хотелось, чтобы люди возвращались домой в безопасное время, а после спектакля могли бы, к примеру, зайти в кафе и обсудить увиденное, — говорит она. — Не только у себя в театре мы замечаем, что,

когда звучат аплодисменты, люди смотрят не на сцену, а на часы

и торопятся уйти, но не из-за художественной составляющей постановки, а потому что на транспорт еле успевают».

Есть в городе театры, которые, напротив, решили начинать спектакли на час-полтора позже привычного времени. Как объяснила пресс-секретарь «Гоголь-центра» Регина Сафина, это делается для того, чтобы «зрители, заканчивающие работу в 19.00, успели где-то перекусить, спокойно доехать до театра и прийти на спектакль со свежими силами».

«Впрочем, у нас есть постановка «Сон в летнюю ночь», которая идет около четырех часов с антрактом. Спектакль начинается в стандартные 19.00, чтобы зрители успели на общественный транспорт», — добавила она.

По словам Сафиной, позднее начало спектаклей не означает повышенных затрат театра на оплату ночной смены сотрудников. «У нас блочный репертуар, подряд идут от двух до шести спектаклей, поэтому декорации демонтируются не каждый вечер, а после окончания блока», — уточнила пресс-секретарь «Гоголь-центра».

В Центре им. Мейерхольда позднее время начала спектаклей было опробовано в прошлом театральном сезоне, но, как рассказал пресс-секретарь театра Кирилл Бамбуров, эффект от этого эксперимента оказался малозаметен.

«Если зритель не успел к 19.00, то с большой долей вероятности, не успеет и к 20.00, — говорит Бамбуров. — А поскольку у нас нет собственных цехов и постановочная команда работает по найму, то вопрос — работать ночью или вечером — важен в том числе с материально-технической точки зрения».

Каждая труппа имеет право самостоятельно принимать решение о времени начала спектакля, главное — достичь поставленной цели, то есть максимальной посещаемости, говорит председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов. «Раннее начало спектаклей по выходным — это перспективная вещь. Многие не приезжают в театр, скажем, по воскресеньям именно из-за того, что представление начинается вечером, до дома после окончания еще доехать надо, а на следующий день рано вставать на работу», — привел он пример.

Параметры посещаемости, к которой следует стремиться столичным театрам, были сформулированы в государственной программе «Культура Москвы на 2012–2018 годы».

Так, к 2018 году, как рассчитывают городские власти, аудитория театрально-концертных площадок вырастет на 20%. На каждую тысячу человек будет приходиться 539 походов в театр или на концерты в год (в 2012 году этот показатель находился на отметке в 505 посещений).

Согласно документу, внебюджетные доходы театров, концертных организаций и кинотеатров только за ближайшие два года должны вырасти на 130%, а к 2018 году, как ожидается, рост прибыли у этой категории составит 173%. В то же время бюджетное финансирование «театров, концертных организаций и учреждений кинофикации» в ближайшие два года будет снижаться, говорится в государственной программе. В частности, в 2014 на их содержание выделялось 32,5 млрд руб., в 2015 году — уже 29,2 млрд руб., а в 2016 году эту сумму уменьшат еще на 200 млн руб.

В то же время, по мнению экспертов, театры, являющиеся весьма специфической областью досуга, ни по одному параметру нельзя назвать рентабельным культурным производством.

«В отличие от кинематографа и литературы, где затраты сравнительно невелики, а отбиваться результат может сколь угодно долго, театр однократен, мимолетен и эфемерен. В этом его прелесть, но явление это культовое, и назвать его популярным нельзя, даже если речь идет о мюзиклах и опереттах, — говорит профессор кафедры наук о культуре НИУ ВШЭ Ян Левченко. — Поэтому раннее или позднее начало спектаклей — это скорее такой жест вежливости в сторону зрителей, не связанный с финансами».

Левченко полагает, что более позднее время начала представления означает, с одной стороны, дополнительные затраты на оплату ночной смены сотрудников, такси и другие расходы. С другой стороны, ориентация на позднее время дает возможность превратить театр в некое «третье место» — точку, притягивающую посетителей не только спектаклями. «Это может быть клуб, бар, коворкинг — в общем, любые сегменты, которые могут приносить прибыль», — добавил эксперт. По его мнению, в дальнейшем театры, куда «и в относительно «жирные» годы мало кто ходил», будут следовать именно этой тенденции.