Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Даже штурман внутри подлодки слышит, когда он летит»

Стоит ли отказываться от бомбардировщиков Ту-95 после очередной авиакатастрофы

Авария с участием дальнего бомбардировщика Ту-95 на Дальнем Востоке унесла жизнь одного из пилотов, второй с тяжелыми ожогами госпитализирован. Самолеты этого типа находятся на вооружении с 1955 года, но продолжают использоваться ВВС России. «Газета.Ru» поговорила с летчиками, которым доводилось летать на этой боевой машине, чтобы выяснить, насколько они пригодны для использования в наши дни.

Ту-95 — единственный в мире дальний бомбардировщик с турбовинтовым двигателем. За время эксплуатации было разработано более десятка его модификаций. Кроме того, за историю существования самолета с ним произошло 28 крупных аварий, которые привели к потере бомбардировщика и гибели членов экипажа. Тем не менее в планах Минобороны РФ — сохранить эту машину на вооружении до 2025 года. Для этого на самолете будет заменено радиоэлектронное оборудование и установлен новый прицельно-навигационный комплекс, который позволит использовать новые стратегические крылатые ракеты Х-101. Также появится навигационный комплекс на базе ГЛОНАСС. Всего планируется модернизировать несколько десятков бомбардировщиков, а остальные — списать. Летчики, которым доводилось летать на бомбардировщиках данного типа, считают, что этот самолет вполне надежный.

— Насколько Ту-95 вообще в состоянии выполнять те задачи, для которых был создан?

— Александр Даломанов, летчик с 5-летним стажем: Вопрос сложный, но так как сейчас на вооружении находятся глубоко модернизированные машины, то вполне в состоянии. В настоящее время его используют и для разведки в том числе. Свою надежность эта машина подтвердила, совершая многочасовые перелеты к территории других стран (Великобритании, Канады, США, Японии) с дозаправкой в воздухе.

— Рустем Асамбаев, штурман с 7-летним стажем: У меня и отец на нем летал, и я сам сейчас прохожу службу на этом самолете. Это надежная машина, «рабочая лошадка» нашей дальней авиации, она на 100% может использоваться по своему предназначению и еще долго будет использоваться. Бомбардировщики этого типа постоянно модернизируются.

— А почему, несмотря на свой солидный возраст, Ту-95 до сих пор состоит у нас на вооружении?

— Александр Даломанов: Машина удачная, вот и состоит. У нас, конечно, есть и более современные самолеты — Ту-160, например.

Но посмотрите: аналог нашего Ту-95 у американцев — это B-52, который также был принят на вооружение в середине 1950-х годов. Они его также до сих пор используют, и тоже, как и мы, модернизируют все время.

— Рустем Асамбаев: Начнем с того, что создание нового стратегического бомбардировщика, а потом подготовка пилотов для него — крайне дорогостоящий процесс. А военный бюджет у нас, сами знаете, не резиновый. Думаю, правильнее те деньги, которые есть, вложить в закупку топлива для летчиков, чтобы они чаще летали и совершенствовали свои навыки. Посмотрите на характеристики самолета Ту-95: у него огромный радиус действия и большая бомбовая нагрузка.

— На самолете установлен турбовинтовой двигатель. Это плюс или минус машины?

— Когда принимали его на вооружение, у него был конкурент — бомбардировщик конструкции Мясищева. Но вот приняли Ту-95. Чего там было больше — политики или логики, я не скажу, так как не знаю. Но в итоге получилось удачно. И не надо смотреть косо на эти моторы: многие самолеты, например американской транспортной авиации, используют турбовинтовые двигатели. И ничего. Короче говоря, хоть это и винтовой самолет, он имеет преимущество над реактивными бомбардировщиками в экономичности расхода топлива, хотя и несколько им уступает в скорости. Учитывая ведение боевых действий с прикрытием истребительной и штурмовой авиации, сверхзвуковая скорость для данного самолета не такая уж и необходимость. Так что я считаю, что

этот самолет еще долго сможет выполнять возложенные на него обязанности при должной эксплуатации.

— Рустем Асамбаев: Этот двигатель — скорее плюс, чем минус самолета. Он выигрывает по сравнению с машиной, оснащенной реактивным двигателем, если мы анализируем такой важный параметр, как соотношение тяги к расходу топлива самолета. В целом Ту-95 экономичнее своих реактивных конкурентов, но в скорости дозвуковым реактивным бомбардировщика не сильно проигрывает. А сверхзвуковые бомбардировщики сейчас не используют. Дальность и продолжительность полета у него больше, чем у машин с реактивным мотором. Серьезный минус, который я бы отметил: Ту-95 — очень шумный самолет. Говорят, даже штурман внутри подводной лодки слышит, когда он летит.

— Как в думаете, почему могла произойти авария на авиабазе Украинка, в ходе которой погиб член экипажа?

— Александр Даломанов: Не знаю, никто из моих знакомых там не служит. Пусть следователи разбираются.

— Рустем Асамбаев: Причин может быть великое множество — от отказа техники до халатного отношения наземных служб к своим обязанностям. Но подобная история могла произойти абсолютно с любым самолетом, не надо сразу списывать этот инцидент на возраст Ту-95. Хотя, конечно, рано или поздно их все равно заменят более новыми машинами.

Новости и материалы
Российские войска подавили более 10 БПЛА над Кубанью
«Ванкувер» Михеева и Задорова повел в серии с «Нэшвиллом»
Эвакуационная машина для танков Abrams досталась бойцам ЦВО как трофей
За карьеру в Минобороны Иванов купил дом в 1500 «квадратов» и ЗИС
Российские снайперы помогли сбежать из Часова Яра беженцам
Поволжье ожидают жаркие выходные
Названа неожиданная локация, где россияне собрались проводить майские
«Вашингтон» Овечкина потерпел третье подряд поражение от «Рейнджерс» Панарина
Маск обратился к Белому дому по поводу Украины
Булыкин одним словом оценил игру ЦСКА со «Спартаком»
Стало известно, почему ВСУ отказались от использования Abrams на фронте
Стало известно, сколько стоит пожарить шашлык на майских праздниках
Россиян предупредили о возможных нарушениях при готовке шашлыков
В России заявили, что США перешли рамки дозволенного
На Западе рассказали, как осуществляются платежи России в Китай
В трех штатах США проходят мощные торнадо
В Туле представили ретранслятор для FPV-дронов с неограниченной дальностью
В Минздраве рассказали о реакции пациентов на препарат от болезни Бехтерева
Все новости