Новости
Сделать Газету.Ru своим источником в Яндекс.Новостях?
Нет, не хочу
Да, давайте

Битва тарифов: ТЭЦ против котельных

Регионам не удалось забрать у Москвы право формировать под себя долгосрочные схемы теплоснабжения городов

В ближайшие дни Минэнерго Российской Федерации примет решение по схеме теплоснабжения Красноярска до 2033 года. Соответствующий документ за подписью главы города Эдхама Акбулатова был еще в мае направлен в Москву. Это третья попытка красноярских властей — до этого схема теплоснабжения возвращалась им на доработку. Необходимость согласования долгосрочных схем подачи тепла для крупных городов стала очередным витком конфликта между местными властями, которым подконтрольна система еще советских котельных, и владеющими ТЭЦ крупными энергохолдингами. Подобным образом ситуация развивается не только в Красноярске, но и в Челябинске, Тюмени, целом ряде других региональных центров.

Участники отрасли ТЭКа не скрывают: российская теплоэнергетика переживает непростой период, большая часть теплосетей давно выработала свой ресурс, а потери тепла съедают до трети инвестиций в отрасль. Инжиниринговая организация «Фонд энергетического развития» в апрельском докладе отметила, что теплоэнергетика в России до сих пор «функционирует фактически без какой-либо системы долгосрочного планирования своего развития». Все дело в том, что местные системы теплоснабжения, как правило, находятся под контролем муниципальных или региональных администраций, которые чаще всего довольствуются краткосрочными задачами на ближайший отопительный сезон.

«Это бизнес, в котором ходят большие деньги. Бывает, что объем средств, получаемых от теплоснабжения, равняется объему бюджета среднего муниципалитета. Раз такие серьезные суммы, значит, и интересы здесь значительные, — пояснил «Газете.Ru» президент НП «Российское теплоснабжение» Виктор Семенов. — Если соответствующий закон принимался десять лет, то только по одной причине: он определяет, каким образом и кто будет делить нагрузку между разными источниками, а это и есть сам конфликт».

Речь идет о принятом еще в 2010 году ФЗ «О теплоснабжении», предписывающем согласование долгосрочной схемы теплоснабжения городов с населением более 500 тыс. жителей с федеральным центром. Утвердить эти схемы муниципалитетам нужно было еще несколько лет назад, однако на начало 2016 года в восьми из 39 крупных городов они не были готовы. Несмотря на то что регулируемая тарифом ниже инфляции сфера теплоснабжения давно перестала быть прибыльной, чиновники при этом активно выступали против того, чтобы в этой сфере их контролировала Москва. Как правило, это объясняется лоббистскими интересами и желанием сохранить подконтрольный бизнес, приносящий многомиллионные доходы с многомиллионными оборотами и живыми деньгами.

Так, немалый резонанс связан с теплоснабжающей организацией «Красноярская региональная энергетическая компания (КРЭК; в прошлом году переименована в «Красэко»).

Возглавлял ее Василий Кузичев, отец которого Михаил Кузичев был вице-губернатором при предыдущем главе края.

Федеральные СМИ в 2014 году писали, как «целевые 6,2 млрд руб., выделенные из казны Красноярского края на модернизацию электроэнергетики и ЖКХ, обогатили узкий круг лиц, близкий к фигурам региональной власти». Журналисты подробно описали историю с покупкой региональной энергетической компанией ООО «Макропроф», сдававшего в аренду администрации Красноярского края помещения для представительства в Москве. После того как «Макропроф» стал принадлежать КРЭК (полностью подконтрольной администрации региона), чиновники продолжали платить аренду — почти 400 тыс. руб. в месяц за 86-метровое помещение.

Но интересы местных элит противоречат как установкам федерального центра, так и прямой заинтересованности рядовых потребителей. Дело в том, что муниципалитетам подконтрольны, как правило, только оставшиеся с советских времен котельные. Министерство энергетики неоднократно заявляло о приоритете полной загрузки ТЭЦ, производящих более дешевое тепло и электричество, над котельными.

«Минэнерго нацеливает прежде всего на то, чтобы существующие ТЭЦ были задействованы на полную мощность. Никто не призывает строить новые ТЭЦ, наша задача использовать то, что есть, в лучшем виде, комбинированная выработка тепла и электроэнергии является наиболее прогрессивным методом», — объяснил в комментарии «Газете.Ru» завотделом систем теплоснабжения ОАО «Всероссийский теплотехнический институт» (ВТИ) Виталий Папушкин. Именно ВТИ разрабатывал первый проект схемы теплоснабжения Красноярска, однако от последнего варианта документа научный институт отстранили, доверив доработку региональной организации — дочернему «Красэко» «Краевому инжиниринговому центру».

«Зачастую появляется новый, не нужный никому источник тепловой генерации с тарифом существенно выше, чем у ТЭЦ, и отбирает у нее объем полезного отпуска. Это не позволяет отрасли развиваться», — отметил на прошедшем в марте «круглом столе» «Текущее состояние систем теплоснабжения в стране: инерционный путь к деградации» замминистра энергетики Вячеслав Кравченко. Он же привел схему теплоснабжения конкретного города, в котором ТЭЦ загружены на 57%, а котельные, тариф которых значительно выше, при этом создают избыток тепловой мощности на 43%. При этом расходы ТЭЦ, работающих не на полную мощность, также ложатся на потребителей.

Это подтвердил и член комиссии по ЖКХ Российского союза промышленников и предпринимателей, вице-президент по тепловому бизнесу ОАО «Фортум» Парвиз Абдушукуров: ключевые решения по теплу спускаются на местный уровень, а муниципалитеты устанавливают для котельных тарифы в несколько раз больше, чем для остальных участников рынка.

«Получается, если у котельной тариф 3 тыс. руб., а у ТЭЦ — 600 руб., то 10% роста даст одному 300 руб., а другому 60 руб. Вот чего мы добились: стимулируются самые неэффективные участники. Поэтому бизнес в теплоснабжении как был убыточным, так и остался», — констатирует Абдушукуров.

В Красноярске же при наличии современных ТЭЦ, способных вырабатывать достаточное для миллионного города количество тепла, и прямых рекомендаций Минэнерго продолжают лоббировать котельные. Так, на одной из пресс-конференций гендиректор «Красэко» Николай Зуев заявил, что в готовящуюся трехлетнюю инвестиционную программу, объемы которой оцениваются в 3 млрд руб., может быть заложено строительство двух котельных на общую сумму около 1 млрд руб.

Попытки применить закон о теплоснабжении встретили в Красноярске активное сопротивление чиновников, а местный холдинг «Сибирская генерирующая компания» (СГК), владеющий ТЭЦ, обвинили в попытке создать монополию. В итоге СГК пришлось обратиться в суд, который отменил решение регионального УФАС.

Невзирая на прямые указания Минэнерго о переводе нагрузки котельных на ТЭЦ, очередной проект красноярской схемы теплоснабжения не только не исключает, но и предполагает развитие местных котельных. Как рассказали в СГК, местная котельная Региональной тепловой компании в последнем варианте схемы теплоснабжения получила больший по сравнению с прежним объем перспективного рынка тепла. При этом проекты, предполагающие загрузку котельной, уже признаны местными экспертами неэффективными, сообщили региональные СМИ. В СГК утверждают, что котельная красноярского ЭВРЗ, котельная «КраМЗЭнерго» также получают потребителей по доработанной схеме теплоснабжения.

Применение закона о теплоснабжении тормозится или оборачивается скандалами во многих регионах.

В Тюмени и Челябинске это вылилось в конфликт представителей администрации, поддерживающих интересы местной структуры, с энергетической компанией «Фортум», созданной в ходе реформы РАО «ЕЭС России» и владеющей восемью ТЭЦ. Чиновники не преминули упомянуть, что владельцем конкурента является финский энергетический концерн Fortum, а одно из должностных лиц вообще поставило под сомнение допустимость его работы в условиях, «когда против нас вводят санкции». Жителей пугают и блэкаутом, подобным крымскому: вдруг в Хельсинки в рамках международных санкций примут решение «дернуть за рубильник» и обесточить крупные города. Заинтересованность у властей здесь прямая: в рамках долгосрочной схемы теплоснабжения должна быть утверждена единая теплоснабжающая организация, отвечающая требованиям экономической эффективности и финансовой устойчивости. А лоббируемая чиновниками структура перед прошлым отопительным сезоном оставалась должна тому же «Фортуму» около 1,7 млрд руб.

Эксперты отмечают, что сфера ТЭКа то направление, где интересы чиновничьего бизнеса обходятся слишком дорого. Как потребителям, которые платят завышенные тарифы, так и системе теплоснабжения, которой сегодня остро не хватает крупных инвесторов. Попытки муниципалитетов утвердить долгосрочные схемы, учитывающие интересы котельных, встречают сопротивление Минэнерго. Ведомство настаивает на более внимательном отношении к требованию закона, в ряде случаев это чуть ли не единственный барьер для регионального лобби, заключают эксперты.