Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Природа

Alejandro Trinidad/Unsplash

Как в кино: зачем нужен лютоволк в коммуналке

Как фильмы и сериалы влияют на популярность домашних животных

Сотни собак породы хаски оказались брошены фанатами «Игры престолов»: с момента запуска шоу в 2011 году от хаски только в Великобритании стали отказываться в восемь раз чаще. Киноиндустрия постоянно задает моду на домашних питомцев, однако зачастую люди покупают животных, забывая о том, что те нуждаются в постоянных тренировках и особом воспитании. «Газета.Ru» рассказывает о животных, популярность которых возросла после выхода кинолент, и о том, к каким последствиям это привело.

Сибирские охотники в однокомнатной квартире

Поклонники сериала «Игра престолов», которые после просмотра шоу начали массово покупать собак породы хаски, теперь активно избавляются от своих питомцев из-за невозможности содержать их в квартирах и домах небольшой площади. За шесть лет с момента запуска шоу в 2011 году количество отказов от собак этой породы только в Великобритании выросло в восемь раз.

Жалобы на сотни сданных в питомники собак «породы волков» начали поступать еще в 2014 году. Уже тогда эксперты возложили вину на серию фильмов «Сумерки» и сериал «Игра престолов». Британская организация «Голубой крест», которая заботится о больных и брошенных домашних животных, заявила, что за последние пять лет количество лаек, доставленных в 12 собачьих приютов по всей Англии, выросло на 700%. Если до запуска фильмов в приюты принимали около 10 брошенных хаски в год, то в прошлом году в приюты сдали 81 собаку. В ближайшие месяцы с выходом новых серий популярного сериала сотрудники приютов ожидают рост отказов.

В популярном сериале хаски играют роль так называемых «лютоволков» и являются домашними животными семейства Старков. Актер «Игры престолов» Питер Динклэйдж призвал фанатов сериала не заводить хаски, если они не готовы к огромной ответственности.

«Мы понимаем, что из-за популярности «лютоволков» многие хотят завести хаски. Однако вы должны понимать, что это повредит тем бездомным собакам, которые реально заслуживают места в приюте»,

— заявил актер. Хаски отличаются умом и свирепостью, а также выступают в качестве прекрасных охранников для детей.

«Хаски требуют много физических упражнений и опытных владельцев. Вот почему они грызут диван, когда их запирают в домах на весь день. Они не комнатные собачки», — отметила представитель Пертширского общества бездомных собак Элисон Кеннеди. «Хаски могут тянуть сани сотни миль на ледяной местности. Они не хотят весь день сидеть перед телевизором хозяина и гулять по 10 минут вокруг многоэтажек», — добавили в «Голубом кресте».

«Хаски сложно поддаются дрессировке, так же как акита-ину. Важно понимать, что в фильмах играют дрессированные, специально подобранные по характеру животные. Когда люди берут щенков, они не знают, какая у животных будет психика. Они привыкли, что собака — «игрушка» и вроде как должна быть такой же, как в фильме или рекламе», — поделился с «Газетой.Ru» зоозащитник Владислав Рогимов.

Эксперт утверждает, что в отказах от собак есть также вина заводчиков. «При покупке нужно учитывать много факторов: родственные связи, характер животного. Если заводчик честный, он перед продажей щенка — по сути, своего «ребенка» — спросит, где он будет жить, есть ли у покупателей место для дрессировки, прогулок, а также опыт воспитания животных. Но, к сожалению, есть люди, которых интересуют только деньги: им все равно, куда попадет собака», — рассказал зоозащитник.

Десять фильмов порождают 800 тыс. новых собак

Хаски — не единственные собаки, пострадавшие от киноиндустрии. Профессора Бристольского университета в Англии провели исследование совместно с Американским клубом собаководства. Эксперты изучили 87 фильмов с участием собак и обнаружили, что выход фильма часто сопровождался увеличением популярности пород в течение нескольких лет. Так,

блокбастер «Лесси возвращается домой» 1943 года увеличил продажи собак породы колли на 40% в течение двух лет после выхода фильма.

Вышедший в прокат в 1959 году фильм «Мохнатый пес» вызвал 100-кратное увеличение популярности английских овчарок породы бобтейл.

После того как в 1985 году компания Disney сделала ремейк мультфильма «101 далматинец», тысячи людей начали заводить пятнистых приятелей, и вскоре приюты переполнились бездомными далматинами, с которыми не справились хозяева. По данным Американского клуба собаководства, в 1993 году американцы приобрели более 42,8 тыс. далматинов, а в 1998-м, когда мода пошла на спад, — чуть больше девяти тысяч. Защитникам прав животных приходилось неустанно объяснять потенциальным покупателям далматинов, как ухаживать за такой породой.

Кадр из фильма «Лесси возвращается домой», 1943
Кадр из фильма «Лохматый пес», 1959
Кадр со съемок фильма «Бетховен», 1992
Кадр из мультфильма «Леди и Бродяга»
Кадр из мультфильма « 101 далматинец», переизданного в 1985
Мультсериал «Черепашки-ниндзя», 1987
Кадр из фильма «Люди в черном», 1997
Кадр из фильма «Гарри Поттер и философский камень», 2001
Кадр из фильма «Лесси возвращается домой», 1943
Кадр из фильма «Лохматый пес», 1959
Кадр со съемок фильма «Бетховен», 1992
Кадр из мультфильма «Леди и Бродяга»
Кадр из мультфильма « 101 далматинец», переизданного в 1985
Мультсериал «Черепашки-ниндзя», 1987
Кадр из фильма «Люди в черном», 1997
Кадр из фильма «Гарри Поттер и философский камень», 2001
  • Кадр из фильма «Лесси возвращается домой», 1943
  • Кадр из фильма «Лохматый пес», 1959
  • Кадр со съемок фильма «Бетховен», 1992
  • Кадр из мультфильма «Леди и Бродяга»
  • Кадр из мультфильма « 101 далматинец», переизданного в 1985
  • Мультсериал «Черепашки-ниндзя», 1987
  • Кадр из фильма «Люди в черном», 1997
  • Кадр из фильма «Гарри Поттер и философский камень», 2001
1 8

Аналогичная ситуация произошла с собаками породы сенбернар. После выхода в 1992 году фильма «Бетховен» люди бросились покупать «братьев» главного героя ленты. Однако популярность была недолговечной: рост продаж сенбернаров наблюдался лишь в течение пяти лет после выхода фильма. Несмотря на это, сегодня все равно находятся люди, готовые разместить 70-килограммовых товарищей в однокомнатной квартире.

Франшиза «Люди в черном», в свою очередь, вызвала одержимость мопсами после того, как говорящая собака в костюме по имени Фрэнк появилась рядом с Уиллом Смитом в 1997 году. Продажи этой породы собак тогда взлетели до небес. Также нельзя не вспомнить и об очаровательном джек-рассел-терьере Майло из фильма «Маска».

Тем не менее есть фильмы-исключения: так, мультфильм «Леди и бродяга» только уменьшил популярность кокер-спаниелей.

Исследование показало, что до выхода фильма в 1955 году популярность породы была в разы выше.

После просмотра фильма люди испытывают кратковременные эмоции, которые со временем рассеиваются. Именно в период эйфории от недавно увиденного кино и происходят импульсивные покупки животных, пояснила «Газете.Ru» психолог Лидия Горькова.

«У людей есть несколько разных мотивов. Первое — это желание выделиться. Вся наша жизнь в обществе — это про то, чтобы быть модным. С другой стороны, покупая животное из понравившегося фильма, люди покупают в том числе и эмоцию, которая у них связана с животным. Однако эта эмоция является «нереальной», как в компьютерных играх. Она остается в качестве некоего послевкусия от фильма. Когда оно проходит, люди и отдают животных в приюты», — рассказала психолог.

«Когда вы слышите по радио трек, который вам действительно нравится, вы заказываете его на Amazon, и он сразу же появляется у вас.

То же самое происходит с собаками на экране. Люди не хотят ждать и думать. Они принимают импульсивные решения», — считает секретарь Kennel Club Кэролайн Киско.

Эксперты выяснили, что на желание купить животное также влияет и день, в который люди увидели фильм: в выходные желание приобрести собаку определенной породы намного больше, чем в будние дни.

Впрочем, исследовали отмечают, что приписывать все «заслуги» кино не стоит, так как некоторые породы были популярны и до релиза фильма, и роли получали как раз те породы, которые только начинали входить в моду. При этом популярность фильмов с животными с каждым годом растет. Так, если до 1940 года фильмы с участием собак выпускались не реже одного раза в год, то в 2005 году выходило уже не менее семи кинолент с пушистыми артистами.

«В поисках Немо» чуть не истребил своего героя

С выходом фильма «Черепашки-ниндзя» в 90-х годах появилась работа для морских спасателей, которые стали сотнями вылавливать черепах, выброшенных фанатами фильма в дикую природу. Люди, покупающие милых черепашек, не думали о заботе, в которой те нуждаются, и не осознавали, до каких размеров крохотные черепашки могут вырасти. Владельцы бросали своих питомцев в сельской местности, что представляло серьезную угрозу для дикой природы, так как черепахи начинали охотиться в неположенном месте и конкурировать за пищу с другими пресноводными животными.

Рыба-клоун испытала подобное после выхода мультфильма «В поисках Немо». Высокий спрос на такую экзотическую «игрушку» почти истребил и до того находящийся под угрозой вид рыбы. Это происходило из-за того, что

90% проданной рыбы-клоуна были взяты из дикой природы. Казалось, что вид находился на грани вымирания.

Спас рыбу-клоуна фонд «Спасение Немо», который начал активно заниматься разведением этого вида рыбы в неволе, чтобы сохранить популяцию.

Симпатичные, озорные микропиги во многом обязаны своей популярностью вышедшему в 1995 году семейному фильму «Бейб: четвероногий малыш», который рассказал историю путешествий крошечного поросенка. Поросенок, воспитанный овчаркой Флай, на протяжении всей ленты пытается доказать, что свинья способна выполнять работу, требующую ума и сообразительности: пасти овец.

Воодушевившись просмотром фильма, люди стали заводить себе таких же милых свинок, как Бейб. Хотя при рождении они весят всего 250 грамм, цены далеко не такие крошечные: за маленького поросенка можно отдать до 74 тыс. рублей.

Заводчики утверждают, что миниатюрных свиней чаще всего берут представители творческих профессий. Хотя микропига можно держать и в квартире, люди, которые совершают покупку осознанно, приобретают свинью в частный дом, где она сможет разгуляться.

Среди звезд микропиги обрели огромную популярность в 2009 году. Необычных питомцев тогда завели Руперт Гринт, Пэрис Хилтон и Джордж Клуни, а актриса Меган Фокс даже позировала со своей свинкой для глянцевого журнала. Модельер Виктория Бекхэм выбрала двух свинок в качестве подарка своему мужу Дэвиду на Рождество. Она хотела назвать их в честь друзей семьи: музыканта Элтона Джона и его мужа Дэвида Ферниша. Однако в итоге питомцы получили более «свинячие» имена: Пинки и Перки.

По словам одного из ведущих заводчиков микропигов в Англии, Джейн Крофт, микросвиньи — это не просто причуда, а идеальное домашнее животное: такое же чистоплотное, как кошки. «Они отлично подходят для семей и людей с аллергией, потому что у них есть волосы, а не мех. Также им не нужно много тренировок, дрессировки. Они сидят у вас на коленях, смотрят телевизор и катаются на спине», — сказала заводчица.

Если с поросятами, проснувшимися на пике популярности, проблем не возникло, то с пернатыми звездами все не так просто.

Спрос на домашних сов увеличился после того, как фанаты поттерианы познакомились с симпатичным компаньоном Гарри — совой Букля.

Она вместе со своими товарищами доставляла почту юным волшебникам, пока те трапезничали в Хогвартсе. Из-за саги о Гарри Поттере сотни птиц ежегодно оставались, да и остаются без дома или незаконно выпускаются в дикую природу, где впоследствии умирают от голода. Домашние совы живут около 20 лет. Многим владельцам спустя несколько месяцев начинают надоедать бесконечные уборки клеток от совиного помета и перьев.

Владелец Совиного центра в Северном Уэльсе Пэм Туфил рассказал, что до съемок фильма он ухаживал за шестью птицами: теперь в его питомнике их около 100. Совы довольно дорого обходятся их владельцам: один 20-футовый вольер (примерно 38 куб. м) стоит £900 (68 тыс. рублей). Птицам нужно достаточно места, чтобы они могли пять раз взмахнуть крыльями перед тем, как приземлиться: иначе они могут заработать грудную инфекцию.

Для того чтобы содержать сову, лицензия не требуется. Однако за незаконную продажу диких сов можно сесть в тюрьму на полгода или получить штраф размером £5 тыс.

Тем не менее за 15 лет на индонезийском рынке сов количество выставленных на продажу птиц возросло с нескольких сотен до 13 тыс. особей. При этом стоит совенок недорого — от $10 до $30. Зоозащитники утверждают, что в Азии сов ловят в дикой природе, а не выращивают в питомниках. Под угрозу исчезновения попадают редкие и немногочисленные виды птиц, которые не могут адаптироваться к жизни в неволе и быстро погибают.

Автор книг о Гарри Поттере Джоан Роулинг неоднократно просила фанатов саги о волшебнике не подражать герою и не держать сову в качестве домашнего животного.

«Если кого-то мои книги заставили подумать, что сове будет лучше житься в маленькой клетке в доме, я хотела бы уверить вас, что вы глубоко ошибаетесь», — сказала Роулинг.

Взамен писательница предложила поклонникам ее книг взять под финансовую опеку сову в птичьем заповеднике, в котором фанаты могут посещать своих пернатых подопечных и осознавать, что обеспечили сове счастливую и здоровую жизнь.