Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Образование

Молодые да не ранние

Поддержка ученых в Москве серьезно выросла

Будущее отечественной науки невозможно представить без молодого поколения ученых. Молодость – это вечный двигатель, благодаря которому совершаются полезные для всего человечества открытия.

Не секрет, что раньше молодежь не шла в науку. Родители считали чуть ли не трагедией, если ребенок хотел связать жизнь с этой сферой деятельности -такой низкооплачиваемой и непопулярной она была. Сегодня быть молодым исследователем вновь престижно. Но это не дань моде. Наука стала перспективным направлением. А у молодых ученых благодаря поддержке государства и города появилась понятная перспектива: чего можно достичь через несколько лет, если усердно работать.

Два миллиона за изобретение

В Москве развитие науки в приоритете. Серьезное внимание уделяется поддержке молодых ученых. Для них столичным правительством учреждены специальные премии. С этого года их размер по инициативе мэра Москвы Сергея Собянина вырос в четыре раза – с 500 тысяч до 2 миллионов рублей. Увеличилось и число наград. Если в 2018 году их было 33, то в нынешнем – уже 50.

Все эти меры позволили повысить популярность премии среди молодых ученых. В этом году на конкурс поступило 837 заявок от более 1 тысячи человек. Лауреатами стали 87 представителей науки. А всего за 8 лет их получили 354 человека. Всем им нет еще и 40 лет.

Столичные молодые ученые получают премии за исследования в области математики, химии, физики, биологии, гуманитарных, общественных, технических и инженерных наук, за разработки в сфере био- и нанотехнологий, авиационной и космической техники, городской инфраструктуры, фармацевтики, приборостроения, электроники, энергосбережения, защиты информации.

Профессор Московского государственного строительного университета Максим Железнов стал обладателем премии Правительства Москвы за разработку системы аэрокосмического мониторинга и предупреждения чрезвычайных ситуаций на железной дороге. Его проект позволит повысить уровень безопасности железнодорожного транспорта, в первую очередь, в большом городе.

«Результаты нашей работы принесли первые масштабные плоды при подготовке транспортной инфраструктуры Сочи к проведению Олимпиады в 2014 году. Были определены опасные участки черноморского побережья, подверженные природно-техногенному воздействию, предложены меры по противодействию возникновения чрезвычайной ситуации», - рассказал лауреат.

Научные исследования привлекают молодого ученого тем, что ему интересно разрабатывать новые технологии, придумывать, как использовать возможности, которые дает наука, в повседневной жизни.

Как стать академиком

Интерес к науке у подрастающего поколения в столице прививают еще со школьной скамьи. Сегодня в 24 школах Москвы открыты академические классы, в которых учатся полторы тысячи будущих ученых. А есть еще инженерные, медицинские и ИТ-классы. И в них тоже воспитывают юных исследователей.

В академических классах углубленно изучают нано- и биотехнологии, радиофизику, электронику и приборостроение, космические технологии, генетику. Все научные исследования ребята выполняют на современном оборудовании. А занятия для них проводят не только учителя, но и вузовские преподаватели и даже академики из МГТУ имени Баумана, СТАНКИНа, РЭУ имени Плеханова, РАНХиГС, МГСУ, научных институтов.

С этого учебного года у школьников вновь появилась уникальная возможность задать свои вопросы ученым с мировым именем на занятиях в «кружках от академика».

«Чем раньше дети начнут заниматься наукой, тем лучше для всех нас. Этот проект столичного образования обеспечивает живое общение ведущих российских ученых и учеников», - считает директор Палеонтологического института РАН, академик Алексей Лопатин, который одним из первых стал участником «кружков от академика».

Учеба в академических классах помогает ребятам побеждать на Всероссийской и московской олимпиадах школьников, предпрофессиональной олимпиаде и городских научно-практических конференциях. Причем участвуя в таких конференциях, школьники трудятся над проектами, которые затем становятся основой их курсовых работ в вузах.

«В академическом классе я занимаюсь исследованием микрофлоры морских арктических рыб. Работая над этой темой, я много узнал из области микробиологии, получил опыт публичного выступления на конференции «Наука для жизни», - рассказал одиннадцатиклассник Степан из школы № 1568 имени Пабло Неруды.

Полученные в школе знания старшеклассники успешно демонстрируют на предпрофессиональном экзамене. Он состоит из теоретической и практической частей. Например, в прошлом году практику по биохимии 11-классники сдавали в медуниверситете имени Пирогова, математику и программирование - в МИФИ, прикладную физику - в МФТИ и РУДН. За экзамен выпускники получают дополнительные баллы, которые пригодятся им при поступлении.

В прошлом году более 500 учащихся академических классов успешно справились с заданиями на предпрофессиональном экзамене и поступили в вузы своей мечты.