Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Ритейл переходит в жесткий «эконом»

Как розничные компании противостоят сокращению доходов населения

Жесткие дискаунтеры активно выходят на российский рынок. Магазины с малым ассортиментом продукции, преимущественно долгого срока хранения, могут потеснить «золотой» формат отечественного ритейла - универсамы у дома. Сегодня число торговых точек, где цены в среднем на 15% дешевле, чем в экономе, достигло, по данным сервиса 2Гис, почти 140 тысяч - это на четверть больше, чем три года назад. Компания «Infoline-Аналитика» прогнозирует, что в ближайшие годы доля жестких дискаунтеров на рынке ритейла вырастет до 10%. В первую очередь за счет того, что новый формат пробуют лидеры - «Магнит» уже запустил первую пятерку магазинов этого формата; X5 Retail Group планирует 3-4 открытия до конца года.

Реабилитация дешевизны

«Коронавирус привнес на розничный рынок новые тренды, которые с большой долей вероятности сохранятся на достаточно долгий период. Особое значение стала играть цена: финансовое положение граждан ухудшается, количество тех, кто испытывает финансовые трудности, согласно данным Росстата, растет, а число тех, кто активно экономит, выросло на треть по сравнению с допандемийным временем. Таким образом аудитория дискаунтеров - около 20 миллионов россиян», - подчеркивает сооснователь торговой сети FixPrice Сергей Ломакин.

По его словам, формат жесткого дискаунтера наилучшим образом соответствует реальности - торговые сети получают инструмент для конкуренции не только с оффлайн игроками, но и с набирающей обороты электронной коммерцией. Однако в России у «дешевого» формата был негативный фон, несмотря на то, что в Европе и для бизнеса, и для потребителей это выгодно и удобно.

Впервые жесткие дискаунтеры стали развиваться в Германии в 1950-х. До сих пор торговые сети no-frills (без излишеств), такие как ALDI или LIDL, пользуются большой популярностью у практичных немцев; есть у подобных магазинов много поклонников в других европейских странах и США.

В России «дешевые магазины» возникли во второй половине 2010-х, причем в регионах. Сергей Ломакин был основателем одной из торговых сетей формата дискаунтера - «Копейка». Он подчеркивает, что формат в то время вызывал у ритейлеров некое стеснение, все хотели компенсировать невысокие цены сервисом, дополнительными услугами, в итоге теряли изначальный смысл «ничего лишнего».

Реабилитирует формат сегодняшний интерес к нему крупнейших российских ритейлеров. «Магнит» проводит пилотирование пяти дискаунтеров под названием «Моя цена» - в них были переформатированы магазины сети, не показывающие хороших результатов. Смена концепции, по словам гендиректора сети Яна Дюннинга, привела к росту оборачиваемости товаров на 40%, сокращению потерь на 3,5 п.п. и росту продаж до 8%. В ближайшее время тестирование дискаунт-формата «Магнит» начнет в городах-миллионниках, после этого будет принято решение о масштабировании «Моей цены».

Готовится опробовать формат X5 Retail Group. При этом в компании не считают дополнение линейки форматов дискаунтером угрозой для эконом-универсамов «Пятёрочка», так как они закрывают разные потребности потребителей.

Клиентская миссия в дискаунтере - крупная или очень крупная покупка нескоропортящихся продуктов. Главный вклад в продажи вносит бакалея. Ритейлер допускает сценарий, при котором семья раз в месяц будет приобретать, например, крупы, консервы и бытовую химию в дискаунтере, а раз в несколько дней делать покупки товаров категории фреш в универсамах у дома.

Будь проще и покупатели потянутся

Дискаунтер подразумевает упрощение во всем - в оформлении помещения (обычно оно не превышает 300 кв м), в выкладке товара - зачастую в нем нет даже полок и торговый зал похож скорее на склад. Наконец, ассортимент такой точки совсем небольшой - около 1 тыс наименований, при этом количество товаров с короткими сроками хранения сведено к минимуму.

За счет того, что многие товары произведены под собственными торговыми марками или поставляются малоизвестными компаниями, не имеющих маркетинговых бюджетов, их отпускная цена невелика. Доставка напрямую с завода снижает логистические издержки.

Сергей Ломакин подчеркивает, что в жестких дискаунтерах, как правило, нет программ лояльности и промоакций, так как их разработка и внедрение напрямую влияет на стоимость товаров на полке.

«Перспективы дискаунт-формата показывает динамика компаний, которые уже работают в этом сегменте. К примеру, красноярский «Светофор», который по итогам 2019 года вошел в топ-10 крупнейших ритейлеров в России с оборотом около 100 млрд рублей, вырос по числу торговых точек в полтора раза за два года. По приросту в площадях «Светофор» уступает лишь X5RG и «Магниту» - отмечает Сергей Ломакин. - Это при том, что в стране возможности экстенсивного роста торговых сетей практически достигли пределов. Очевидно, что поиск драйверов развития должен активнее смещаться в область ценообразования».

Как подчеркивает доцент кафедры финансов и цен РЭУ им. Г.В. Плеханова Мария Долгова, сокращение платежеспособного спроса напрямую влияет на падение доходов бизнеса: выживет только тот, кто сможет увеличить физические объемы продаж, снизив при этом цены. Возможности для такой оптимизации есть не у всех.

«Отмена нулевых торговых надбавок, возвращение штрафов за несвоевременную поставку или недопоставку товаров изготовителями в торговые сети, необходимость возврата ранее взятых кредитов, оплаты аренды помещений не позволяют надеяться на снижение цен», - подчеркивает Мария Долгова.

В АКОРТ прогнозируют, что третий квартал станет наиболее сложным для отрасли: закончат действовать многие меры господдержки бизнеса и населения. Аналитики уверены, что розничный рынок ждет первое за 20 лет падение. Сокращение, по оценке на уровне минус 0,7-2%. Самым неблагоприятным эксперты называют положение продавцов автомобилей, ювелирных украшений, а также одежды и обуви. Аналитики связывают отрицательную динамику в первую очередь с введенными из-за ограничениями на передвижения граждан, поэтому полагают, что вне искусственных запретов трафик уже в 2021 году придет в докризисную норму. Правда, все прогнозы идут с оговоркой, что не начнется вторая волна режима ограничений.

Лидеры продовольственного ритейла тоже пересмотрели итоговые показатели, но рассчитывают остаться в плюсе. Так, X5 Retail Group планирует удержать годовые темпы роста на уровне инфляции - около 4%.

Чтобы выйти хотя бы на эти показатели, бизнесу придется приложить немало усилий и гибко реагировать на смену потребительских настроений.

Эксперты сходятся во мнении, что усложнение правил игры приведет к усилению конкуренцию на рынке, в том числе в новых форматах. Сложнее всего придется субъектам малого и среднего бизнеса.

Новости и материалы
В Орловской области повреждена энергетическая инфраструктура
Мощный пожар с детонациями начался на складах «Новой почты» в Одессе
Один из поджигателей синагоги в Варшаве оказался подростком
Украинский дрон повредил линии электропередачи в поселке Поныри Курской области
Протестующие в Тбилиси пытались проникнуть в здание парламента 
Трамп обвинил Байдена в растрате средств на размещение нелегалов
«Боруссия» переиграла «ПСЖ» в первом матче 1/2 финала Лиги чемпионов
В Харьковской области произошел взрыв
В столице Нигера подняли российские флаги
Ученые нашли точное место раскола между Африкой и Южной Америкой
Спецназ полиции применил резиновые пули против митингующих в Тбилиси
ПВО уничтожила БПЛА над Брянской областью
В Африке Land Cruiser превратили в экстремальный пикап с пулеметом
«Зенит» обвинили в инертности после двух поражений подряд
Ксения Собчак показала винтажную сумку, за которой охотятся коллекционеры
США ввели санкции против сотрудников колонии, где умер Навальный
ВС России ударили по Одессе
Стилист Бородиной высказался об «отпускном тренде за тысячи долларов»
Все новости