Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Модель для сборки: как педагогический дизайн переформатировал работу учителей

Россиянам предложили сменить профессию на более нужную

Пандемия COVID-19 и быстрое развитие цифровых технологий привели к тому, что динамика рынка труда ускорилась многократно. Работодатели ищут и не находят профессионалов в тех специальностях, которых вчера еще не существовало. Обучить желающих этим сверхновым профессиям оказалась готова система дополнительного образования, которая в считанные месяцы обеспечивает новыми знаниями, компетенциями и работой.

Директор Института дистанционного образования Томского университета Михаил Шепель на недавней пресс-конференции в ИД «Аргументы и факты» перечислил самые востребованные специальности и рассказал, чем современное профессиональное обучение отличается от устаревших моделей.

«Многие вещи в сферах занятости и образования поменялись кардинально. Мы видим, как практически стерлись границы профессиональной и социальной жизни - сегодня неважно, в каком физическом пространстве находится человек, главное, что он может одинаково эффективно трудиться, - отметил Михаил Шепель. - Это вызвало к жизни много новых компетенций, которыми сегодня нужно обладать, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда. А перед предприятиями эта ситуация поставила задачу переформатировать свою работу и повысить квалификацию персонала».

В результате список наиболее востребованных специальностей претерпел значительные изменения.

Востребовано все, что связано с работой онлайн - электронная коммерция, дата-анализ, веб-дизайн, тьюторство… Важными трендами сегодня являются предпринимательская деятельность и самозанятость, рынок труда подталкивает человека научиться брать ответственность за свою судьбу и самостоятельно реализовывать себя в экономической жизни, уверен директор Института дистанционного образования.

Получить все эти и многие другие профессии можно как традиционным способом – потратив несколько лет на учебу в институте, так и по-современному – в системе дополнительного профессионального образования.

Последний вариант намного быстрее – всего несколько месяцев – и куда более практикоориентирован, потому что в разработке учебных программ нередко принимают участие будущие работодатели, отлично представляющие себе, чего они хотят от своих новых сотрудников.

«В нашей новой реальности нужны новые подходы к проектированию образовательных программ. Они должны строиться на принципиально иных основаниях, на том, что сегодня называют цифровой дидактикой», - констатирует Михаил Шепель.

Например, сегодня тот же Томский университет все свои программы дополнительного профессионального образования строит на таком основании. «Программа изначально проектируется в смешанном формате, где у учащихся есть возможность и поработать в аудитории с преподавателем, и подключиться удаленно, и послушать специалистов из регионов, и воспользоваться помощью тьютора», — говорит он.

В результате такого подхода за несколько последних лет Томский государственный университет получил уникальный по своему объему опыт профессиональной переподготовки и повышения квалификации в рамках дополнительного образования.

А оставаться актуальными в меняющемся мире его программам помогают специальные люди – педагогические дизайнеры.

О том, как это происходит, рассказала директор Института передовых технологий обучения ТГУ Елена Другова.

«Педагогический дизайн направлен на перепроектирование образовательного продукта и представляет собой четкую методологию, включающую несколько признанных в мире моделей, - отметила Другова. - С выходом в онлайн всем учебным заведениям пришлось перепроектировать свои традиционные курсы. Лучше всего делать это последовательно и обдуманною, с помощью специалистов – педагогических дизайнеров. Чтобы полноценно перестроить свой курс, преподавателю нужна институциональная поддержка. То есть ему нужен педагогический дизайнер»

Педагогический дизайн ориентируется на результаты программы и особенности конкретных обучающихся, вплоть до ведения индивидуальных образовательных траекторий.

При этом грамотно построенная программа превращается в набор модулей, которые можно пересобирать подобно конструктору в зависимости от складывающейся ситуации, пожеланий работодателя и других факторов.

Поэтому что бы ни происходило на рынке труда, какие бы локдауны, самоизоляции и дистанционные формы работы не вводились властями государства, быстрее всех отреагирует на эти изменения система дополнительного образования. А воспользоваться ее услугами могут все желающие, стремящиеся более полно реализовать свой потенциал на наемной работе или в самостоятельном бизнесе.

Новости и материалы
В Аргентине открыли новый вид проворных травоядных динозавров
Экспортную пошлину на золото могут обнулить
Петербуржец подстроил нападение на возлюбленную, чтобы ее впечатлить, но попал под суд
ВСУ обстреляли Белгородскую область
Эрдоган приедет в США в следующий раз
Ведущие пловцы мира готовят многомиллионный иск против WADA
Казанская полиция нашла дома у наркокурьера таз с мефедроном
В Пентагоне ушли от ответа на вопрос, может ли Украина победить Россию
ФИБА продлила отстранение российских спортсменов
ВСУ атаковали два детских сада Запорожской области
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Ушедшую на почту и пропавшую певицу два дня ищут в Перми
Ученые научились предсказывать артрит по анализу крови задолго до его появления
Глава Гагаузии призвала главу МВД Молдавии уйти в отставку
Суд в Москве получил жалобу защиты Тимура Иванова на его арест
Авария с Audi и BMW произошла на пересечении улиц в Челябинске
На Украине усиливают цензуру в ожидании негативного развития событий
Судья Федотов: игрока ЦСКА надо было удалить в матче со «Спартаком»
Все новости