Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Gazeta.ru на рабочем столе
для быстрого доступа
Установить
Не сейчас

Игроки цифрового рынка взялись защитить детей от вредного контента

Эксперты — о том, станет ли Альянс по защите детей в интернете инструментом самоцензуры

«Яндекс», «Лаборатория Касперского», «Mail.Ru Group», «Газпром-медиа» и еще несколько игроков рынка создали Альянс по защите детей в интернете, обязавшись самостоятельно удалять противоправный контент и производить больше позитивного. Эксперты — о том, поможет ли новая институция детям и не станет ли механизмом самоцензуры.

Альянс в защиту детей в интернете был создан на основе Хартии, которую 1 сентября подписали Mail.ru Group, «Яндекс», «Лаборатория Касперского», «Национальная Медиа Группа», «Газпром-медиа холдинг», «Мегафон», «Ростелеком», МТС и «Вымпелком». Они взяли на себя несколько добровольных обязательств — например, самостоятельно выявлять и ограничивать доступ детей к вредному контенту, удалять противоправный контент, повышать цифровую грамотность и распространять знания о возможных рисках в цифровом пространстве среди детей, педагогов и родителей с помощью информационных и просветительских кампаний, создавать развивающие и созидательные продукты для детской аудитории.

Кроме того, компании будут обмениваться друг с другом опытом по защите детей в интернете, вести «продуктивный диалог по этим темам между собой, с властью, гражданскими институтами», говорится в Хартии, легшей в основу новой отраслевой организации.

Ее председателем стал президент по корпоративным отношениям «Яндекса» Антон Шингарев. «Мы чувствуем свою ответственность за то, чтобы сделать цифровую среду удобной для детей, чтобы они смогли учиться, общаться и развиваться»,— сказал он на церемонии.

«Яндекс» уделяет большое внимание гармоничному развитию детей в интернете. Мы давно предоставляем бесплатные образовательные сервисы, которыми воспользовались уже 2 млн человек, — рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе компании. — В рамках Альянса совместно с крупными игроками рынка мы сможем охватить еще большую аудиторию чтобы, например, проводить образовательные мероприятия по цифровой грамотности в интересном для детей формате. Также мы продолжим развивать семейный режим в поиске».

В Mail.ru Group еще не знают, с чего начнут деятельность в рамках нового объединения. «Альянс только сегодня создан. О его деятельности и новых продуктах мы будем регулярно информировать рынок», — сообщили в пресс-службе компании.

Это уже не первая попытка создать общий отраслевой документ и институцию, которые регулировали бы детский и семейный интернет, рассказал Газете.Ru руководитель Центра безопасного интернета Урван Парфентьев. — «На заре массового интернета в РФ, в 2000-х годах, отрасль пыталась самоорганизоваться и начать фильтровать контент для детей, но делалось это в условиях полного отсутствия нормативно-правовой базы». Одной из таких, вероятно, можно посчитать попытку создания общероссийской школьной сети, отделенной от интернета, предложенной Лигой безопасного интернета в 2014 году.

Теперь же эта база, по словам эксперта, присутствует — например, в виде закона о защите детей от вредной информации, а также закона об обязанности соцсетей выявлять и блокировать запрещенный контент, принятого 1 февраля 2021 года.

«Мы, слава богу, в случае с Альянсом видим не молчаливое принятие (или непринятие) политики и законодательства в области защиты детей от вредной информации, а инициативу и конкретику: да, мы готовы фильтровать, мониторить и удалять опасный контент, и мы готовы заниматься цифровым просвещением и создавать безопасные и полезные контент-продукты», — говорит Парфентьев.

Прежние попытки фильтрации контента не оказали никакого влияния на проблемы, которые пытались решить с их помощью — подростковые суициды и наркопотребление среди несовершеннолетних, возражает ему представитель общественной организации «Роскомсвобода» Саркис Дарбинян. Правда, по его мнению, в данном случае речь идет о другом.

«Фактически, мы имеем дело с появлением нового, уже третьего фильтра онлайн-цензуры. Ранее существовало два: на уровне технических средств, появившихся по закону о суверенном интернете [у регулирующего цифровую среду Роскомнадзора] и на уровне операторов связи. Теперь добавится еще один — на уровне самоцензуры ключевых игроков цифрового рынка, производителей и доставщиков контента», — пояснил он.

Парфентьеву кажется более уместным слово «саморегулирование».

«Государство, собственно, всегда хотело, чтобы цифровая среда сама регулировала себя, а вмешательство регуляторов было сведено к минимуму. Причем в данном случае саморегулирование не подменяет нормативное регулирование «сверху» — создавая для себя добровольные обязательства, оно не уходит из-под регулирования со стороны Роскомнадзора», — полагает эксперт.

Дарбинян в свою очередь считает, что подписантами Хартии двигало «популистское желание дружить с властью». «И, наконец, начать самим определять на рынке — что можно и чего нельзя, чему быть, а чему не быть, — замечает представитель «Роскомсвободы». — Речь идет о частичном делегировании государством крупным корпорациям рычагов управления трафиком. Не вместо государства, но вместе с ним». Дарбинян полагает, что это позволит компаниям-участницам Альянса продвигать свои продукты и ставить их в более преимущественное положение перед другими игроками цифрового рынка.

Не получится ли так, что российские игроки рынка установят для себя жесткие правила, а международные и глобальные компании — например, американский Google или китайский ByteDance, владеющий популярной сетью TikTok — продолжат прежнюю политику, к которой часто предъявлял претензии российский цифровой регулятор? «Не думаю, — отвечает Парфентьев, — тот же Google сам некоторое время назад проявлял инициативу в деле фильтрации поисковой выдачи».

У этой компании есть свои, достаточно строгие правила в отношении цифровой безопасности детей, есть они и у других глобальных игроков, подчеркивает эксперт. В случаях же серьезных конфликтов между их политикой и российским законодательством, полагает он, будет вмешиваться Роскомнадзор.