В России существуют целые организованные группы, которые занимаются неправомерным получением компенсации за товары с использованием лазеек и неопределенностей в законодательстве. Об этом рассказали участники соответствующей дискуссии на форуме «Права потребителей и качество обслуживания», передает корреспондент «Газеты.Ru».
«Если у автомобилистов за 2018 год это 200 млн рублей (возмещения), то у продавцов бытовой техники – около миллиарда рублей… Это способ зарабатывания денег», — указала старший партнёр юридической компании «Варшавский и партнёры» Владлена Варшавская.
Такие группы часто используют возмещение по суду и с использованием экспертизы в определенных «лояльных» организациях. «Поэтому автоконцерны написали заявления в ФСБ», — сказала вице-президент Ассоциации компаний интернет-торговли Лия Левинбук.
Среди черт потребителя-экстремиста юристы выделяют то, что чаще всего это мужчина, он пользуется любой огрешностью в договоре и тем чаще обращается за компенсацией, чем дороже покупка. Правда, сотовые операторы сталкиваются и с тем, что при покупке сим-карты с предуплаченным тарифом на месяц за 200 рублей человек возвращает карту через 2-3 дня использования. Причин такого поведения несколько, считают юристы. Среди них – низкий порог подачи заявления в суд, отсутствие пошлины, многочисленные консультанты, готовые оказывать услуги по взысканию компенсаций, недостаточная детализация свойств товаров. Для балансирования ситуации предлагается внести поправки в законодательство, предусматривающие в том числе обязательный претензионный порядок урегулирования споров по поводу потребительских свойств сложных товаров (сейчас компании сталкиваются с тем, что не знают о подаче заявлений в суд), освобождение продавца от неустойки, если он мог урегулировать спор в досудебном порядке, но к нему не обратились, а также обязанность потребителя передать товар по требованию продавца.
В то же время эксперты признают, что с развитием финансовых сервисов, цифровизация и повышение уровня потребительской грамотности людей потребители стали более разборчивыми и разбирающимися в особенностях товаров.