Реализация мероприятий по строительству инвестиционных объектов не должна приводить к недопущению, ограничению, устранению конкуренции или ущемлению интересов организаций, имеющих намерение участвовать в распределении квот на вылов, заявили журналу «Профиль» в пресс-службе ФАС, комментируя проекта постановления кабмина, вводящий принцип «где ловим, там и строим», который обязывает осуществлять строительство судов-краболовов по месту вылова квоты.
Таким образом, если квота выдана на вылов краба на Дальнем Востоке, то и строить суда необходимо там же, на верфях Дальневосточного федерального округа.
Издание допускает мысль, что речь может идти о создании искусственных преференций для изначально неконкурентных компаний в распределении частных инвестиций под государственную программу, а если еще проще, то речь о коррупционных рисках, возникающих в такой конструкции.
Полпред Дальневосточного Федерального округа Юрий Трутнев солидарен в этом вопросе с ФАС России: «Это не вопрос административного распределения. Для того чтобы заказывали суда, наши верфи должны быть конкурентными. Мы договорились с Минпромторгом России, что дополнительно будут подготовлены предложения в этой части. Мы еще раз соберемся в Москве и продумаем программу: как сделать так, чтобы у рыбаков была возможность заказывать суда на Дальнем Востоке».
Директор Онежского судостроительного завода Владимир Майзус также поставил под сомнение правильность принципа «где ловим, там и строим».
Нигде в мире такой жесткой географической привязки предприятий судостроения к районам промысла нет. «Международные компании строят суда в одних странах, а затем они эксплуатируются по всему миру», - напомнил Владимир Майзус. - Точно также работала судостроительная отрасль и в СССР – траулеры для Дальнего Востока строили в Ярославле, Волгограде, других городах европейской части страны».
Поддержал ФАС также заместитель директора АО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького Дмитрий Александров, который сказал «Профилю», что территориальное условие приведет к росту издержек, увеличение ивестиционных программ и повышению порога окупаемости.
В свою очередь, руководитель Росрыболовства, заместитель главы Минсельхоза Илья Шестаков заявил, что всего по квотам для Дальнего Востока должно быть построено 31 судно, передает «Коммерсант».
«К сожалению, мы видим, что все эти суда построить на дальневосточных верфях одномоментно в течение пяти лет невозможно, - отметил Шестаков, добавив, что эти данные подтверждает и Минпромторг. – В этой связи мы, может быть, будем выходить с компромиссом и сейчас это решаем, что хотя бы часть этих судов, 15 единиц, должна быть построена на дальневосточных верфях».