Арестован казначей футбольной премьер-лиги

Татевос Суринов, протеже президента ЦСКА и Российской футбольной премьер-лиги Евгения Гинера, который фактически руководил РФПЛ с начала сезона, арестован по обвинению в мошенничестве в особо крупных размерах.

Дело, которое расследует Генпрокуратура, касается отнюдь не футбола, а авиабизнеса, которым несколько лет назад занимался Суринов. Однако доверие со стороны президента РФПЛ Гинера, который предложил Суринову распоряжаться деньгами РФПЛ, все равно оставляет в этом деле футбольный контекст.

Когда вместо предложенного на пост президента РФПЛ Валерия Филатова, руководителя «Локомотива», был выбран Гинер, начальник ЦСКА сразу же назначил на пост гендиректора Суринова, у которого было сомнительное прошлое. Тем более что к футболу ранее Суринов никогда отношения не имел. Но, тем не менее, хорошо знал, как честными и нечестными способами зарабатывать деньги. Гинер во многих интервью не скрывал, что его ставленник должен помочь РФПЛ зарабатывать деньги. И он начал зарабатывать… с журналистов. РФПЛ подписала договор с компанией «Парламент» и распространила бланк кабального соглашения со СМИ, которые должны были обязательно упоминать этот брэнд в своих заметках, а во вторых, не упоминать названия фирм-конкурентов. Кроме того, как говорилось в тексте договора, «редакция обязуется не использовать профессиональные возможности своих сотрудников в целях сокрытия информации или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбора информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся СМИ». Журналистов просто пытались «построить».
Естественно, многие известные и независимые издания, в том числе и «Газета.Ru», подписывать договор с господином Суриновым отказались. Но это совсем не значило, что корреспонденты этих изданий лишились возможности проходить на футбол. Аккредитации просто продавались. Кому-то по $100 за штуку, а кому-то и дороже. Как абонементы. И действительно, куда деваться журналистам? Платить! Замешан ли в этом сомнительном бизнесе Суринов, сказать точно нельзя, но вряд ли бы за спиной такого авторитета сотрудники лиги рисковали промышлять мелким мошенничеством.

В среду появилась информация об аресте гендиректора Российской футбольной премьер-лиги — 44-летнего Татевоса Суринова. По данным российских СМИ, он был арестован еще неделю назад в рамках расследования уголовного дела о незаконной продаже навигационного комплекса «Томсон» аэропорта Казани стоимостью в $30 млн.

В Генпрокуратуре РФ подтвердили факт ареста и предъявления обвинения гендиректору Российской футбольной премьер-лиги (РФПЛ) Татевосу Суринову.

«Суринов действительно арестован, и ему предъявлено обвинение по статье 159 части четвертой УК РФ — мошенничество в особо крупном размере», — сказала РИА «Новости» представитель управления информации и общественных связей Генпрокуратуры.

По ее словам, обвинение, предъявленное Суринову, не связано с его деятельностью на посту главы РФПЛ. «Речь идет о хищении путем мошенничества авиационного оборудования в Татарстане», — уточнила собеседник агентства. Она отметила, что вместе с Суриновым по уголовному делу проходят еще несколько обвиняемых.

Татевос Суринов развернул бурную деятельность в авиабизнесе в 1995 году, когда возглавил созданную по указу президента финансово-промышленную группу «Росавиаконсорциум». По замыслу чиновников эта ФПГ должна была заняться продвижением самолета Ту-204, для этого в ее состав вошли АНТК имени Туполева, ульяновский завод «Авиастар», «Аэрофлот», «Пермские моторы», «Авиадвигатель», Промстройбанк и компания Суринова «Орел-Авиа». И сразу же ФПГ под руководством команды Суринова занялось скупкой крупных авиационных активов страны.

Скандальная сделка, из-за которой следственные органы арестовали предпринимателя, прошла в Татарстане в 2001–2002 годах.

В 1997 году в Казани была принята программа реконструкции городского международного аэропорта Бегишево. Руководство аэропорта при поддержке президента республики объявило тендер на замену старого оборудования на новое.

Согласно сделке с французской фирмой «Томсон», республика должна была выплатить $30 млн путем продажи сырой нефти в страны дальнего зарубежья, сообщает газета «Вечерняя Казань». Но схема оказалась настолько запутанной, что в результате перед компанией «Томсон» возник долг в размере $1 млн, еще $4 млн должны были быть выплачены таможенной службе.

Однако денег в республиканском бюджете на оплату всех долгов не хватило. 13 мая 2002 года вышло постановление правительства республики о продаже навигационного оборудования «Томсон» финансово-промышленной группе «Росавиаконсорциум» всего за $4 млн, причем в нарушение действующего законодательства. Воздушный кодекс России запрещает государству продавать навигационные системы коммерческим структурам. Тем не менее компания Суринова не только приобрела его, но и перепродала оборудование другой фирме за $10 млн и вновь приобрела его за ту же сумму у этой фирмы.

Таким образом товар был полностью легализован — теперь это уже не сделка между государством и частной компанией. И в октябре 2002 года именно по этой, сделанной Суриновым из воздуха цене Минтранс России выкупил навигационное оборудование международного аэропорта, поскольку Государственная служба гражданской авиации России не имела права использовать частное имущество в работе аэропорта.

Очевидно, сейчас Генпрокуратура вплотную занялась расследованием этого дела.

Не исключено, что во время следствия сотрудникам ведомства удастся выяснить причины, по которым при Татевосе Суринове пришли в упадок и «Внуковские авиалинии» (ВАЛ).

Предприниматель получил контроль над авиакомпанией в 1995 году, когда возглавляемый им «Росавиаконсорциум» на инвестиционном конкурсе купил у государства 41,4% акций ВАЛ. Тогда, в середине 90-х, по объему авиаперевозок «Внучка» была второй после «Аэрофлота» авиакомпанией страны, но уже к 1999 году она оказалась в предбанкротном состоянии. В это время авиакомпанией руководили либо сам Суринов, либо его ставленники, в том числе его партнер и нынешний гендиректор авиакомпании «Сибирь» Владислав Филев.

Им открыто противостоял главный правовой инспектор Ассоциации летного состава России, председатель профкома технического комплекса «Внучки» Геннадий Борисов. Он обвинял команду Суринова в разворовывании авиакомпании и невыполнении условий инвестиционного конкурса, требуя провести проверку их деятельности. В 1999 году Борисов был убит у подъезда собственного дома, получив 25 ножевых ранений.