Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Петров станет чемпионом»

Борис Шульмейстер о Гран-при Италии

Эксперт «Газеты.Ru», мастер спорта по автогонкам Борис Шульмейстер, комментируя итоги Гран-при Италии, заявил, что Фернандо Алонсо по праву взошел на высшую ступень пьедестала, Льюис Хэмилтон стал заложником своей горячности, а Виталий Петров через пять лет может стать чемпионом «Формулы-1», если ему дадут время, деньги и хорошую команду.

«Феррари» смотрелась на голову выше конкурентов в течение всего гоночного уикенда, и было очевидно, что Фернандо Алонсо абсолютно по силам выиграть этап. Я не знаю, что произошло на старте гонки, но у Алонсо явно возникли проблемы, так как он не смог выкатить так, как это сделал Дженсон Баттон. В течение последующих 50 кругов испанец пытался вернуть то, что ему принадлежало по праву. А потом случилось то, что случилось. Я не думаю, что Алонсо пересидел Баттона на трассе до пит-стопа, просто его машина была на самом деле гораздо быстрее «Макларена». Как только у него появилось свободное пространство, он тут же показал свою истинную скорость и вернул себе первую позицию. Было видно, что на первых двух секторах болид «Феррари» был быстрее, но на третьем секторе всё преимущество разваливалось, из-за того что не было возможности для обгона.

Что касается схода Льюиса Хэмилтона на первом круге, то в борьбе с Фелипе Массой британец явно переоценил свои силы.

Это была исключительно водительская ошибка. Он не должен был так горячиться. Возможно, сказалось психологическое давление, ведь, если вы помните, в том году Хэмилтон сошел в Монце практически в том же самом месте.

На самом деле все гонщики управляют автомобилем не руками и не ногами, а головой. Высокие результаты всегда являются следствием высочайшей тренированности и концентрации. У того же Михаэля Шумахера пульс на старте всегда был самый низкий, но не потому, что он гений от природы, а потому, что тренировался больше всех. В Германии это вообще встало в разряд пословиц. Если будешь тренироваться как Шумахер, по пять дней в неделю, тоже сможешь выигрывать гонки. Хэмилтон же, резюмируя, стал заложником своей горячности.

Обращаясь к эпизоду, когда Себастьян Феттель, сославшись на проблемы с мотором, пропустил вперед партнера по «Ред Буллу» Марка Уэббера, а затем двигатель вновь заработал как надо, я бы не стал однозначно называть это применением командной тактики. Думаю, что у Феттеля действительно возникли проблемы, а потом инженеры приняли решение перейти на одну из резервных программ, и мотор стал работать, может, и не на максимальных оборотах, но вполне достойно. В формулическом болиде куча всякой электроники, запасных систем, суть которых мне не до конца известна, но вполне возможно, что инженерный штаб нашел что-то, будь то дублирующая программа или изменения в топливной карте, которые позволили мотору нормально работать, или что-либо еще. Я бы не стал искать в данном случае подводных камней в виде командной тактики.

Что касается возможного разрешения применения командной тактики вообще, то это вопрос сложный, комплексный.

«Формула-1» — это бизнес с огромным оборотом, космическими деньгами. Естественно, сражаются здесь не только пилоты, но и корпорации, которые их поддерживают. Конечно, командная тактика была, есть и будет. И не стоит думать, что возможно придумать такие рычаги, чтобы ей противостоять. Это невозможно. Все общество, я не беру российское, окружает себя огромным количеством условных запретов, для кого-то работающих, а для кого-то нет. Что в таком случае будет делать ФИА, если пустить автоспорт на самотек? Там ведь тоже работают люди, они получают зарплату. Органы, регламентирующие автоспорт, и командная тактика будут существовать всегда, и ничего с этим не сделаешь.

Но вернемся к Гран-при Италии. Несколько слов о Виталии Петрове, который стартовал 20-м, а финишировал 13-м. Виталий едет как может. Единственный момент, за который я ставлю Петрову «тройку», — это квалификация, в которой случился инцидент, когда он помешал Тимо Глоку и в результате был оштрафован на пять мест. Это единственное, за что россиянина можно упрекнуть. В остальном он достойно делал свою работу, ехал с той скоростью, которую сейчас может показать. Ведь удивительной была бы, скорее, ситуация, при которой Виталий занял пятое место. Потому что в Монце, на трассе, которая не является для него комфортной, результат лучше он вряд ли может показать. Я бы даже сказал, что есть вина команды, которая вот так подпустила его к квалификации, что он заработал штраф.
<1>
Ну а то, что с 20-го места он поднялся на 13-е, тут особого гоночного таланта не требуется.

Он стартовал среди очень медленных пилотов, и, если бы он этого не сделал, было бы достаточно странно. Вот все говорят, что Петров не очень хорошо квалифицируется, но отлично стартует. Однако в этом есть некоторая доля самообмана. Он стартует и едет нормально, просто когда ты стартуешь среди пилотов, управляющих гораздо более медленными болидами, то пройти через них не так уж и сложно.

Обращу внимание, что Петров единственным среди всех гонщиков начал гонку на жестких шинах, и это был своего рода ва-банк со стороны «Рено». Они пытались сделать максимально длинный участок, чтобы пересидеть остальных конкурентов и поставить мягкие шины Виталию в конце гонки. Мне кажется, с этим они даже немного затянули. Если вы заметили, самый быстрый круг Петров показал в самом конце, находясь на мягкой резине. В ходе гонки мы видели, что мягкие шины у других команд работали достаточно долго. Повороты в Монце достаточно быстрые, а мягкие покрышки перегружаются в основном в медленных. К сожалению, «реношники» это не слишком здорово просчитали. То есть Виталию надо было ставить мягкие шины кругов на 10, а то и на 20 раньше.

Тогда бы Петров на мягком составе показывал лучшее время и, возможно, продвинулся бы дальше. Хотя в очковую зону он все равно бы не вошел.

В этом году развернулась небывалая чемпионская гонка, когда сразу пять пилотов реально претендуют на первое место. Для меня лично это, наверное, самый интересный чемпионат за последние годы. Я, признаться, перестал засыпать во время гонок. На самом деле раньше я смотрел старт, потом моя голова падала на грудь, а просыпался я кругов за пять до финиша. Стыдно, но факт. Те же самые DTM или Кубок Porsche были для меня всегда интереснее, чем «Формула-1», потому что результат на финише там практически непредсказуем. А «Формула» всегда была искусственным, рафинированным видом спорта, где сражаются два пилота. В этом же году чемпионат стал реально интересным. Мы собираемся с друзьями, большой компанией, кричим, болеем как на футбольном матче.
<3>
Причины этого кроются, наверное, в регламенте, который дал возможность конкурировать сразу нескольким командам. По большому счету было бы здорово, если бы «Формула-1» стала гонками монокласса – это когда пилоты сражаются на абсолютно одинаковых автомобилях. С другой стороны, в этом случае интерес к гонкам потеряют автопроизводители, но зрители получили бы более интересную борьбу. Наверное, все-таки когда-нибудь придут к тому, что на болидах и двигателях будут наклеены логотипы различных компаний, а по сути команды будут гоняться на абсолютно одинаковых машинах.

До конца чемпионата осталось пять Гран-при, но мне очень хочется, чтобы его выиграл Уэббер, потому что я очень переживаю за возрастных пилотов.

Может быть, потому, что сам уже нахожусь на пятом десятке. Я вижу, что он очень быстр, пусть и уступает по пиковой скорости, скажем, Феттелю. Уэббер более опытный, спокойный, вдумчивый и грамотный пилот. Именно поэтому «Ред Булл» и продлил с ним контракт. Но, если говорить объективно, очень высоки шансы у Хэмилтона. Не думаю, что Алонсо способен бороться за тройку. Третьим я вижу Феттеля.

Что касается перспектив Петрова, то он так и будет в районе своего 13-го места. Но я очень хочу, чтобы он остался в чемпионате на следующий год. На самом деле мы присутствуем при рождении нового чемпиона. Я абсолютно уверен, что Виталию по силам через пять лет выиграть чемпионат. Но ему нужны все эти пять лет. «Формула-1» — очень особенный вид спорта, болид «Формулы-1» — очень особенный болид, привыкнуть к нему за один сезон невозможно. Петров показывает себя очень хорошим, правильным, вдумчивым пилотом. Да, он не гений. Но Шумахер тоже не гений. У Виталия вообще склад характера более «шумахерский»: он трудоголик, человек, который может постоянно себя совершенствовать. Но показывать чудеса он не способен, увы. Однако это не отменяет того факта, что он способен стать чемпионом. Только для этого ему нужны деньги, сильная команда и время.

Подготовил Сергей Демидов

Последние новости из мира «королевских автогонок», а также положение пилотов в чемпионате мира и команд в Кубке конструкторов можно узнать на странице «Формулы-1».

Что думаешь?
Загрузка