илья андреев

Дорога испытаний

Корреспондент «Газеты.Ru» рассказывает о том, как построена работа команд на «Джиро д'Италия»

Илья Андреев (Линц - Монте Дзонколан)

«Джиро д'Италия» — самая сложная гонка Гранд-тура. На итальянской многодневке спортсменам приходится преодолевать тяжелые препятствия и подниматься на горные вершины, однако сложности заключаются не только в маршруте, но и в различных организационных аспектах. Корреспондент «Газеты.Ru» рассказывает о том, как построена работа велосипедной команды на «Джиро».

«Джиро» — испытание для настоящих мужчин, а особенно в этом году, когда организаторы приготовили участникам супервеломногодневки девять этапов, финиширующих в гору. В том числе покорение символа Сицилии вулкана Этна, а также тяжелейший уик-энд, когда спортсменам приходится сражаться на горных альпийских серпантинах, преодолевая сотни километров. Для такого подвига нужна невероятная выносливость, не только физическая, но и психологическая устойчивость, мужество. На последних километрах дистанции, по признанию самих спортсменов, сил практически не остается и приходится бороться через «не могу», выжимая из себя, как говорится, «все соки».

Но, конечно, «Джиро» — не только испытание выносливости и волевых качеств гонщиков на этапах — здесь масса и других, сложных, но очень важных аспектов для команд.

График команды, принимающей участие в веломногодневке крайне насыщен — практически ни одной свободной минуты, причем не только у спортсменов, но и у обслуживающего персонала.

Так, российская «Катюша», помимо непосредственно гонщиков привезла с собой еще около 15-ти человек: механики, повар, врач, водители, массажисты, и, конечно, менеджеры команды, обеспечивающие грамотную, четкую работу отечественной «скуадры» во время «Джиро». Во главе угла — оперативность — время терять ни в коем случае нельзя.

В свете постоянной загруженности на этапах, протяженность которых доходит до 244 км, гонщикам необходимо время на восстановление боевого тонуса. Поэтому сразу же после гонки спортсмены, переодевшись, да еще и уделив пару минут на общение с журналистами (и это после шести часов непрерывной борьбы на трассе), отправляются в отель, где под бдительным руководством врача команды проходят восстановительные процедуры, включая массаж, длительность которого составляет от 40 до 45 минут, затем ужинают (разумеется, по специальному меню), и в районе 22.00 — 22.30 (тут многое зависит от времени завершения этапа) ложатся спать, чтобы на следующее утро проснуться полными сил и приступить к покорению новых вершин.

Обслуживающий персонал команды, в свою очередь, обязан проконтролировать сборы спортсменов после завершения гонки, удобно и компактно расположить автобус команды с автомобилями, чтобы как можно скорее загрузиться и отправиться в гостиницу.

Отдельно стоит отметить работу механиков, которые после завершения гонки трудятся до самой ночи (а затем еще и утром), приводя в порядок велосипеды и подготавливая их к новым сражениям. Тут дело не ограничивается одной лишь сменой колес — работа над боевым оружием команды ведется очень тщательная — велосипед для велогонщика ничуть не менее важен, чем болид для пилота «Формулы-1». Велосипеды хранятся в специальном грузовике, а на трассу они доставляются при помощи легковых автомашин.

Весьма любопытна церемония открытия этапов «Джиро», когда гонщики принимают участие в своеобразном ритуале.

В торжественной обстановке (обычно это происходит на центральной площади того города, который удостоился чести открывать этап) каждый участник гонки обязан поставить свою подпись сначала в заявочной книге, а затем на огромном стеклянном панно. В случае, если спортсмен не сделает этого, то он не будет допущен до соревнований. Посмотреть на мероприятие собираются толпы болельщиков, а понаблюдать за финишем гонки приходят тысячи любителей велоспорта.

Если же говорить о действиях велосипедистов на трассе, то не секрет, что команда должна представлять собой единый синхронно работающий коллектив, стремящийся обеспечить своему лидеру, в случае с «Катюшей» на «Джиро» — испанцу Хоакиму Родригесу, наиболее высокое место. «У каждого спортсмена свои характеристики, свои задачи. Еще перед «Джиро» между нами были распределены те обязанности, которые мы должны исполнять во время гонок», — сказал «Газете.Ru» российский гонщик «Катюши» Павел Брутт перед 14-м этапом «Джиро д'Италия», победу на котором одержал испанец Игорь Антон. Родригес же покорил Дзонколан 11-м, что, впрочем, тоже является неплохим результатом и у уроженца Каталонии есть шансы побороться за место в тройке генеральной классификации.

Стоит отметить, что с тех пор, как 29 месяцев назад был дан старт глобальному российскому велосипедному проекту «Катюша», команда прочно закрепилась в пятерке сильнейших велосипедных коллективов мира. И это в свете того, что еще несколько лет назад серьезными успехами на международной профессиональной арене отечественные велосипедисты редко могли похвастать, хотя еще в 90-е годы побед было немало, в первую очередь, за счет той мощной базы, которую оставил после себя велосипедный спорт в СССР.

Ключевая роль в успехах команды принадлежит ее соучредителю, президенту Федерации велоспорта России Игорю Макарову, который, к слову, является мастером спорта международного карта по велогонкам на треке. Идея о создании команды появилась в 2008 году, и после консультаций с руководством страны, было принято решение о финансировании проекта. Затем проект был расширен — появились еще три команды, в том числе две молодежных. На этом «Катюша» вовсе не намерена останавливаться и принимает активное участие в развитии велосипедного спорта в России, в частности — в воспитании резерва для национальной команды с прицелом на Олимпийские игры 2012 года в Лондоне.

Новости велосипедных гонок можно посмотреть на странице летних видов спорта.