Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Мысль о сходе посещала не раз»

Николаев: считаю победу на «Дакаре-2018» самой ценной в карьере

Российский победитель ралли «Дакар» 2018 года в зачете грузовиков Эдуард Николаев и бронзовый призер Айрат Мардеев рассказали «Газете.Ru», что стало причиной успеха команды «КАМАЗ-мастер», а также поделились трудностями, которые предстали перед гонщиками в юбилейный 40-й «Дакар».

— Поздравляем вас с третьей победой на ралли «Дакар».

Эдуард Николаев: Сразу бы хотелось исправить неточность, которую все допускают.Для меня это уже четвертая победа на «Дакаре», так как первая случилась еще в составе экипажа Владимира Чагина — правда, в качестве механика.

— Что стало залогом вашего успеха?

Э. Н.: Мы команда. То, что в этом году мы победили, это заслуга всей команды — ребят, которые готовили автомобили, которые участвовали в гонке. В этой победе участвовали даже другие экипажи, поскольку в этом году было непросто завоевать первое место.

Тут была командная тактика, и все работали на основной результат — без разницы, кто именно будет первым, главное, чтобы это была наша команда.

Конечно, мы все хотим выиграть, но тут должны сложиться многие компоненты — и удача, и везение, и техническая надежность.

— Был такой эпизод, когда у вас произошла поломка, и другие экипажи «КАМАЗ-мастера» вам помогали...

Айрат Мардеев: Да, был такой момент. Была поломка регулятора давления воздуха. Это очень редкая поломка, и я за свою карьеру не помню, чтобы он когда-либо выходил их строя. Два экипажа — наш и Димы Сотникова — пришли на помощь команде Николаева. Причем в запасе регулятора ни у кого не было, да мы и никогда его с собой не возили.

В итоге приняли решение снять регулятор с машины Сотникова, так как у него уже было очень большое отставание, а у меня еще был шанс побороться за подиум. Мы все вместе меняли узел.

Должен сказать, что у других команд я такой взаимовыручки не видел.

— Какая из этих побед является для вас наиболее ценной?

Э. Н.: «Дакар-2018», потому что была непростая гонка, как и обещали организаторы. Этот «Дакар» был юбилейным, и они отнеслись к нему по-особому, чтобы запомнился всем.

В плане построения маршрута они «выжали» все из трех стран, по которым проходила гонка. Были максимально сложные участки, которые только можно было найти.

Интрига началась с первых дней, хотя обычно на первых этапах организаторы дают участникам вкатиться, привыкнуть. А в этом году сразу пришлось преодолевать такие сложные дюны, что не все выдержали.

И для нашей команды «Дакар» складывался не совсем хорошо, потому что были проблемы — перевороты, опрокидывания, в том числе и у нашего экипажа. Но мы умеем быстро находить выход из нестандартных ситуаций — так же, как ездить на машинах. Это важно в ралли-рейдах.

В этом году было все: сложные трассы, трудные соперники, накал страстей, особый дух, своя атмосфера.

В конце был невероятный накал страстей, когда между первым и вторым местом была всего одна секунда. Это огромная ответственность, ведь следующий наш экипаж претендовал только на третье место, и права на ошибку не было. В большинстве случаев мы завершали «Дакар» на первом и втором местах, но в этом году было не так.

— Часто бывают в ралли-рейдах на предпоследнем этапе такие маленькие разрывы?

А. М.: В этом году на «Шелковом пути» были плотные результаты в первой тройке. Там, конечно, были не секунды, но тоже все решалось в последний момент. Между двумя лидерами было около трех минут, и это считается очень малым отрывом.

А такого, чтобы всего одна секунда за два дня до финиша, я вообще не помню.

Бывает, мотоциклы плотно едут, но все равно не так.

— Расскажите подробнее про эпизод с Вильягрой, который нарушил правила с дозаправкой. И почему судьи пропустили его заправку в неположенном месте?

Э. Н.: Команда «Ивеко», видимо, старалась победить не только на трассе, но и нашла зацепку, где можно было сэкономить время. Судьи, к сожалению, не могут контролировать всю дистанцию, и не исключено, что просто не увидели того момента. Но заметили другие, которые подошли и сделали замечание, но факт уже свершился.

На следующий день к ним сходил руководитель нашей команды Владимир Чагин, и Вильягра сказал ему, что больше такого не повторится.

Причем Чагин пошел к ним с намерением, чтобы уж в решающий день борьба велась по всем правилам, и пусть победит сильнейший.

Интрига была серьезная, и пришлось переживать и нервничать. Что касается схода «Ивеко», то настолько тяжелый был спецучасток, что физически приходилось выкладываться на все сто процентов. Мы понимали, что результат будет именно на этом отрезке, и надо было найти нужный баланс, чтобы и машину приберечь, и самому выложиться.

Наш руководитель даже говорил, что на таком спецучастке и с такими скоростями, у кого-то что-то должно было произойти — не могло быть иначе.

Сначала у Вильягры был прокол колеса, а затем произошла поломка коробки передач, из-за чего он уже не смог продолжить борьбу . Но подробностей поломки не знаю — известно только, что потекло масло. И машина уже не могла ехать.


В момент гонки мы вообще об этом не знали. Я видел только, что он съехал с трассы, и думал, что у него прокол, и не менял своего темпа, понимая, что у нас впереди еще полтора дня до финиша.

Мы тоже не обошлись без проблем. У нас произошла на этом же участке поломка сцепления.

Слава богу, что это было уже под финиш, но надо было еще ехать половину участка после нейтрализации, и оно выдержало. Спецучасток было очень непростой — кочки, бездорожье, тяжелый песок, постоянная тряска. Но наши машины технически оказался сильнее.

— То есть это не только победа гонщика, но и победа техники?

А. М.: Это была настоящая рубка между командами и между техникой. Продолжительность была всего 120 км, но все эти километры представляли собой тяжелое бездорожье.

Э. Н.: Если бы мы ехали на одинаковых грузовиках, то можно было бы говорить только о мастерстве экипажа. Но мы готовим технику сами, и тут очень много факторов. На результат могут повлиять пилот, штурман, техник, механик. Команда вечером готовит автомобиль и отправляет его утром на старт.

— Мы привыкли, что уже много лет российская команда — единоличный лидер в грузовиках. Только сейчас у команды появился такой серьезный конкурент?

А. М.: Ну почему? Был и остается нашим очень серьезным конкурентом голландец Жерар де Рой. Он вообще девять лет шел к своей первой победе (2012 год — «Газета.Ru»). Мы с ним боролись постоянно, и его фамилия всегда была на верхних строчках, но мы чаще оказывались чуточку сильнее.

Сейчас новое имя появилось — Вильягра. Это не первый его «Дакар», раньше он во внедорожниках соревновался и всегда ехал в десятке.

А до этого семь раз выигрывал в Аргентине чемпионат по классическому ралли. Так что он уже давно постоянно за рулем. И он на удивление быстро «вкатился» в грузовики. Первый свой «Дакар» он финишировал третьим. Мы еще на старте ждали, что он будет нашим главным конкурентом.

— Были у вас на этом «Дакаре» моменты, когда казалось, что вы находитесь в шаге от схода?

Э.Н.: Для меня это был выход из строя переднего редуктора. Я уже подумал, что «Дакар» для нас закончен. Мы возим с собой только задний на запас, потому что передний почти нереально поменять в тех условиях. Конечно, если остаться на сутки, заночевать, то можно в итоге его заменить. Помогло то, что мы включили межколесную блокировку, чтобы редуктор не продолжал разрушаться и можно было продолжить движение.

Хотя мысль о сходе меня посещала еще не один раз. В этом году нам действительно везло. Когда у нас была поломка, то и у Вильягры были какие-то неполадки, и он тоже терял время.

— Расскажите про новый мотор, на котором вы будете ездить из-за изменения в регламенте.

А. М.: Изменения в регламент вступят в 2019 году — появится ограничение объема, которое составит 13 литров, а нынешние наши двигатели имеют объем 16,3. Сотников проехал на новом моторе этот «Дакар» как тест-пилот. Очень важно было его опробовать в разных условиях — высокогорье, жара, пески.

Мотор себя показал хорошо, выдержал всю гонку, и у нас есть интересные наработки.

Да, была у Димы поломка турбины, но это уже не сам мотор. На нем нужно по-другому ехать. Он более оборотистый, и надо держать высокие обороты постоянно. В команде уже заложены три автомобиля с новым мотором, и они поедут на ралли «Шелковый путь».

— Вам удалось пообщаться с Сергеем Карякиным, который получил травму и не смог защитить свой титул в этом году?

А. М.: Мы с ним общались, и он рассказывал, насколько выросла конкуренция в квадроциклах. Если раньше их было человек десять, то сейчас уже более 50 участников.

У него с первых же этапов началось серьезное соперничество с чилийцем Игнасио Касале, и Сергей решил с самого начала задать высокий темп.

Может быть, сказался недостаток опыта, потому что он не совсем точно прочитал дюну и, перелетев ее, буквально воткнулся в песок на скорости около 70 км/ч и сломал обе руки. Один перелом проявился сразу, а второй нашли чуть позже, но менее серьезный.

— Насколько опасен этот вид спорта?

А. М.: У «Дакара» вообще не очень хорошая статистика. За эти 40 лет гонка унесла жизни почти 80 человек.

Мы всегда на старте подписываем документ, что в случае каких-то несчастных случаев сами несем ответственность.

И вообще спорт травмоопасный. Очень много тряски, постоянные вибрации. Можно только через какое-то время узнать, что со спиной появились проблемы.

Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице автоспорта, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook и «Вконтакте».

Новости и материалы
Госсекретарь США обеспокоился поддержкой Пекином Москвы
Неизвестные в масках бросили в квартиру уральца армейскую дымовую шашку
Клуб РПЛ лишился главного тренера из-за личных обстоятельств
Nokia выпустила новой кнопочный телефон с поддержкой 4G и USB-C
Стало известно, когда в Египте начнут принимать карты «Мир»
Матвиенко заявила о предпосылках «демографической весны» в России
Подполье сообщило об ударе по готовящимся к вторжению в РФ военным ВСУ
Первый замглавы Оренбурга написал заявление на увольнение
Жена звезды «Адской кухни» привела двухлетнюю дочь на маникюр, несмотря на критику
Мусагалиев потерял сознание после операции на носу
Министры обороны РФ и Киргизии подписали несколько соглашений
Названы лучшие модели MacBook в 2024 году
У московского школьника украли часы за 1,5 млн рублей
Международный мониторинговый центр в Карабахе закрылся
Валиева рассказала, когда собирается выйти замуж
В Волжском арестовали двух подростков по делу о подготовке теракта
Анна Семенович пожаловалась на проблемы со здоровьем в Сочи
Шойгу рассказал о роли западных советников в диверсиях на территории РФ
Все новости