Новости
Сделать Газету.Ru своим источником в Яндекс.Новостях?
Нет, не хочу
Да, давайте

Маэстро, урежьте бал!

В субботу вечером пресса, увешанная камерами, оголтело штурмовала шестой подъезд ГЦКЗ «Россия». Там давали Второй Венский бал в Москве. Охранники с каменными лицами сурово произносили одно слово — «дресс-код». Фрак, смокинг, военная форма, вечерний туалет для дам. Тем счастливцам, на ком был хотя бы костюм, цепляли на шею черную бабочку и впускали, остальным предлагали поехать переодеться.

Фотографы в свитерах и джинсах нервно курили. ОРТ удалось прорваться, остальные уходили несолоно хлебавши и пропустив одно из самых помпезных событий светской жизни Москвы. Впрочем, помпезных, но не гламурных. Главные редакторы модных журналов не посещают балов — «не то».

Словарь Даля: Бал м. франц. — съезд, вечернее собрание обоего пола для пляски; бальный — к нему относящийся. Бальник м. бальница ж. — охотник до балов. Бал: черт с печки упал.

Венский бал — один из четырех проходящих ежегодно балов в Москве, которые не являются костюмированными корпоративными вечеринками. Венский, Весенний и Осенний балы Ассамблеи и Рождественский бал в Гостином Дворе — мероприятия, которые всячески пытаются соответствовать своему названию.

###01###Венский бал в Москве — не вполне оксюморон: вот уже четверть века как венские балы стали выездными и проходят по всему миру. Первый Венский бал в Москве давали в Гостином Дворе, нынешний было решено перенести в «Россию». Сроки тоже скорректировали: июнь был признан совершенно неподходящим для сбора отдыхающей светской публики.

Билеты в этот раз стоили от 400 евро за место на балконе до 1600 евро в ложе. В прошлом году расчеты производились в долларах — от 900 до 2000. В самой Венской опере разрыв в стоимости более значителен: от 200 евро за «постоять» до 16 тысяч за ложу. Впрочем, если бы очередной бал давали в Большом театре, то вилка цен была бы сравнимой. Заметим, что на балу в Венской опере гости вообще практически не едят: публика съезжается, уже поужинав, и ей предлагаются только шампанское и сласти. Лишь к середине ночи для подкрепления сил подается так называемый кошачий завтрак — гуляш, сосиски и пиво. Но отечественная публика привыкла к тому, что ее кормят сразу, поэтому венский повар Готфрид Ганстерер в Москве уже второй раз готовил полный ужин.

###05###Меню «Венского бала» выглядело так:
I.
- Ассорти закусок «Венский оперный бал» (копченый лосось, тирольская ветчина, скампи, паштет с перцем)
- Крем-суп со спаржей
- Филе говядины «Жирардо» под сливочным соусом с гарниром из соленых огурчиков, шампиньонов, кнедликов и свежих овощей
- Ореховый крем «Императрица Элизабет»
II.
- Овощной суп «по-бургенландски»,
- Куриное рагу «Князь Эстерхази» с клецками
- Паста по-венски
- Сладкие штрудели по «бабушкиным рецептам» с ванильным соусом
- Ореховое суфле с шоколадным соусом
- Мороженое
- Свежие фрукты
III.
- Венские сосиски
- Оригинальный картофельный гуляш с колбасками
IV.
- Пирожное «Захер»
- Пирожное «Империал»
- Пирожное «Гугульхупф-Модуль»

###04###В качестве почетных гостей бала были заявлены Михаил Горбачев, Петр Авен, Герман Греф и Сергей Шойгу, которые, впрочем, не приехали. Зато появился бывший министр труда Александр Починок и замминистра культуры Наталья Дементьева. За всех вип-персон вместе взятых перед журналистами отдувался благостный рыжекудрый Эдуард Радзинский: «Это не возвращение прошлого, это возвращение настоящего! Вот я только что закончил книжку про Александра II...» Телеведущая Екатерина Андреева вежливо говорила о некоторой неорганичности бальной традиции для нашего народонаселения. Зато ведущий вечера Святослав Бэлза, которого мы после встретили в кулуарах, был позитивен: «Сейчас торжествуют имитаторы, а Венский бал — настоящий. Да, нам пока не хватает пышности, но что делать: у нас были совершенно разорваны бальные традиции... Бал — это ведь не только, по Далю, собрание для пляски, но и значительное общественно-культурное событие. Посмотрите, сколько внимания Лотман уделяет грамматике бала!»

Грамматику бала кроме гостей постигали дебютантки и дебютанты, некоторые уже во второй раз. Как выяснилось, «второгодничество» разрешила глава Бального комитета Элизабет Смагин-Меллони — оказывается, в Вене такое позволяется. Ну что ж, в принципе, добропорядочная девушка должна иметь возможность выезжать, пока не выйдет замуж. А стать дебютанткой относительно несложно. Достаточно прилично выглядеть, неплохо двигаться, найти партнера и оставить заявку на сайте бала.

###03###Из правил бала: Дебютантке необходимо иметь: белое бальное платье полной длины, белые длинные перчатки. Дебютанту необходимо иметь: фрак или парадную военную форму. Дебютантам необходимо посещать уроки танцев и репетиции, организованные устроителями бала.

Хореографией с дебютантами занимался Станислав Попов. В качестве бонуса за двухмесячные труды девушкам позволялось оставить себе хрустальную диадему от Сваровски. Среди дебютанток этого года были теннисистка Елена Дементьева, Мисс Россия-2003 Виктория Лопырева и Света Светикова из «Фабрики звезд».

Одна из дебютанток, темнокожая Эдит из Кот-д'Ивуара, студентка МЭИ, оказалась в центре внимания прессы. Телевизионщики заставляли ее раз за разом произносить в камеру: «Венский бал в Москве». А четыре молодые дамы, которых мы поначалу приняли за дебютанток, оказалось, купили билеты самостоятельно, при этом самые дорогие. «И как вы полагаете, они стоят этих денег?» — «Но это же благотворительность!» — хором воскликнули дамы.

Двенадцать премилых, по виду несовершеннолетних девочек и мальчиков оказалась выпускниками «Школы юного политика» № 1306 на проспекте Вернадского. Школа получила специальное приглашение, и школьники пришли на бал в сопровождении педагога по танцам и директора. Бальные туалеты у выпускников оказались достойными, и держались юные политики прекрасно.

Программа была традиционна для Венского бала. Симфонический оркестр под управлением дирижера Венской оперы Альфреда Эшве сыграл увертюру к «Летучей мыши», под звуки «Faecherpolonaise» Карла Цирера вышли дебютанты, польская вокалистка Александра Курзак спела арию Адели и два вальса, гостей приветствовали официальные лица, дебютанты станцевали вальс «На прекрасном голубом Дунае»...

###02###Наконец танцмейстер Станислав Попов объявил: «Alles walser» — и все завертелось... Вальсировали, плясали польку и галоп-ручеек не только дебютантки, но и публика с билетами. В этом году, надо отметить, и танцевала, и выглядела она гораздо изящнее: проколов с дресс-кодом почти не было, дамы были одеты хорошо и дорого.

К гала-ужину подавали белые и красные австрийские вина и шампанское Moet&Chandon. Дебютанты, курсанты и пресса за недостатком места были отселены в фойе второго этажа, где предлагался ужин-буфет в несколько урезанном виде и без шампанского. Зато музыкальная программа наверху была довольно неожиданной — от «Битлз» до «Чайфа». Дебютантки отплясывали что-то неформатное. Отужинавшие гости поднимались из партера и присоединялись к веселью. Внизу, впрочем, тоже зажигали: духовой оркестр Военной консерватории играл «Besame mucho». Затем его, уже до утра, сменил традиционный оркестр Олега Лундстрема под управлением Георгия Гараняна. Около четырех гости начали разъезжаться. Дебютанты же вальсировали до самого утра.

На выходе гостям раздавали глянцевые журналы с актуальными названиями «Эгоист» и «Буржуазный». Надо полагать, для оттачивания необходимых светскому человеку свойств. В качестве оригинального раздаточного материала еще хорошо пошли бы распечатанные выдержки из лотмановских комментариев к «Евгению Онегину» о правильном обучении молодежи танцам:

«Учитель должен обращать внимание на то, чтобы учащиеся от сильного напряжения не потерпели в здоровье. Некто рассказывал мне, что учитель его почитал непременным правилом, чтобы ученик, несмотря на природную неспособность, держал ноги вбок, подобно ему, в параллельной линии. Как ученик имел 22 года, рост довольно порядочный и ноги немалые, при том неисправные, то учитель, не могши сам ничего сделать, почел за долг употребить четырех человек, из коих два выворачивали ноги, а два держали колена. Сколько сей ни кричал, те лишь смеялись и о боли слышать не хотели — пока наконец не треснуло в ноге, и тогда мучители оставили его (Правила для благородных общественных танцев, изданные учителем танцеванья при Слободско-украинской гимназии Людовиком Петровским. Харьков, 1825. С. 13–14).

Картина дня