Слушать новости
Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Интернет

«Газета.Ru»

«Спутник» запустился

Поисковик «Спутник» начал работу

Юнна Коцар, Дмитрий Бевза

Поисковик «Спутник» начал работу: компания «Ростелеком» представила бета-версию проекта в рамках Петербургского международного экономического форума. Создатели портала сделали акцент на связанные с государством сервисы, однако пока их использование вряд ли будет удобно для пользователей.

Госпоисковик «Спутник» наконец начал свою работу. Бета-версию портала компания «Ростелеком» представила сегодня в 11 часов в рамках Петербургского международного экономического форума.

«Спутник» фокусируется прежде всего на сервисах, связанных с государством. В анонсе поисковика говорилось, что сайт будет ориентирован «на социально-значимые интернет-сервисы, актуальные для развития информационного общества в России».

«Мы занялись этим проектом, поскольку увидели окно возможностей на этом конкурентном рынке. Около 40% населения России никогда интернетом не пользовалось или пользуется очень редко — есть колоссальный ресурс для роста», — заявил на запуске поисковика вице-президент «Ростелекома» Алексей Басов.

Несмотря на то что «Спутник» создавался как платформа для взаимодействия граждан с государством и общественными институтами, в «Ростелекоме» утверждают, что цензуры в поисковике не будет, а будет только защита пользователей от вирусов и других угроз. Кроме того, по их словам, «Спутник» будет отфильтровывать противоправный контент, например порнографию, однако сейчас этот фильтр работает совсем неэффективно.

Главная особенность госпоисковика — многочисленные сервисы, направленные на решение бытовых проблем, таких как оплата ЖКХ, покупка лекарств или оформление документов. Также на сайте можно почитать новости дня и посмотреть несколько телеканалов. Кроме того, важно отметить, что поисковик работает только на территории России: с иностранных IP-адресов страница недоступна.

Жители подавляющего большинства стран мира пользуются в основном крупными глобальными поисковиками вроде Google или Bing. У этого правила есть только редкие исключения, вроде Китая или России.

В апреле 2013 года доля «Яндекса» на российском рынке поиска составляла 62%, Google — 27,6%, поисковика Mail.Ru — 7,7%, по данным LiveInternet.

«Мало какие страны в мире могут похвастаться наличием сразу нескольких поисковых систем, и запуск еще одного поисковика, если он конкурирует рыночными методами, пойдет на пользу отрасли в целом», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе «Яндекса».

С момента начала разработки поисковика до запуска бета-версии прошло два года, инвестиции в проект оценивались в $20 млн в октябре прошлого года. По оценке директора по внешним коммуникациям корпорации Rambler&Co Матвея Алексеева, это «не сверхъестественные деньги».

«Разработка высоконагруженного государственного сервиса, поискового или какого иного, подразумевает дополнительные затраты на безопасность, достоверность, инфраструктуру, масштабированную на всю страну. Все эти детали надо учитывать», — отметил он, добавив, что на доработки и оптимизацию системы, скорее всего, потребуется еще пара лет.

В целом эксперты отмечают, что сразу же оценить такой сложный продукт, как поиск, практически невозможно, особенно когда речь идет о бета-версии, по умолчанию нуждающейся в доработках.

«Говорить о достоинствах продукта рано: видно, что мы пока имеем дело с бета-версией продукта, в котором довольно много «детских» болезней, мешающих оценить его потенциал. Например, самой важной категорией запросов являются запросы навигационные — т.е. по запросу [вк] пользователь ожидает увидеть сайт «ВКонтакте», а не информацию о турбореактивном двигателе или компрессоре. Собственно, пока эта задача не решена, обсуждать достоинства или недостатки попросту рано, видно, что качество поиска пока что уступает существующим поисковикам», — рассказал корреспонденту «Газеты.Ru» вице-президент и технический директор Mail.Ru Group, руководитель бизнес-подразделения «Поиск и E-commerce» Владимир Габриелян.

Мнение IT-обозревателя «Газеты.Ru»

Интерфейс «Cпутника» напомнил мне поисковик Bing (Microsoft) — большая часть экрана фото плюс навигационные кнопки и блоки: погода, новости, телепрограмма.

По количеству ссылок поисковая выдача конечно уступает «Яндексу» и Google. С релевантностью все несколько получше, особенно в том, что касается госуслуг. Например, при запросе «разрешение на временное проживание» в выдаче есть не только коммерческие фирмы, торгующие «временной регистрацией», но и хотя бы «Портал государственных услуг РФ».

Обычный запрос, такой как [игра престолов], по релевантности выдачи не сильно отличается от конкурентов. Помимо обязательной «Википедии» вы получаете большое количество ссылок на пиратские ресурсы, а вот ссылки на официального правообладателя в первой десятке выдачи «Cпутника» нет.

Что касается анонсированной закладки «Удобная Россия» (поиск служб и организаций), то для нее сейчас больше подходит название «Неудобная Россия». Пользоваться плиточным интерфейсом на дескотпе или ноутбуке очень некомфортно.

Из того, что получилось хорошо, — карты. Московские карты очень детальные и проработанные, с большим количеством проиндексированных объектов.