Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Поезда уходят в сеть

В поездах РЖД появится платный интернет

На пассажирских поездах РЖД появится платный доступ в интернет. Оплатить его можно будет при покупке билета. Реализацией проекта займется Федеральная пассажирская компания, дочернее предприятие РЖД. Для доступа в сеть будут использоваться как сотовые сети российских операторов связи, так и спутниковые терминалы VSAT.

В поездах РЖД может появиться доступ в интернет, рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе Федеральной пассажирской компании. Доступ к услугам будет платным.

Как пояснили в ФПК, в перспективе пассажир сможет купить билет прямо с услугой доступа в интернет в кассе или онлайн, выбрав подходящий тариф — их будет несколько. При этом, конечно, можно будет купить билеты и без включенной оплаты за доступ в сеть.

Портал уже несколько месяцев работает в поезде №145/146 «Ингушетия» Москва — Назрань; готовится к тестированию в поезде №31/32 «Лев Толстой» Москва — Хельсинки и в новом скоростном поезде «Стриж» производства испанской компании Patentes Talgo Sl (в конце 2014 года «Стриж» начнет курсировать по маршруту Москва — Нижний Новгород).

Сейчас с этого портала есть доступ к интернету, мультимедийному контенту и меню вагона-ресторана. Остальные функции пока в разработке — на это уйдет еще несколько месяцев, потом начнется тестовая эксплуатация. В дальнейшем на портале может появиться и «поездная социальная сеть», в которой пассажиры смогут знакомиться и общаться друг с другом.

И доступ в интернет, и контент будут платными. Сейчас плата за использование интернета составляет 100 руб. в час и 400 руб. — без ограничений. Стоимость контента будет отличаться от оператора к оператору, но в среднем составит от 100 руб. за один фильм или 150 руб. за неограниченный доступ.

В ходе тестирования услуги планируется провести проверку различных способов оплаты услуг. Сегодня пассажирам либо продают скретч-карты различного номинала с кодом доступа, либо распечатывают чек с кодом доступа на установленном в купе проводника принтере. В ближайшее время протестируют и другие способы оплаты: с использованием банковских карт и через отправку SMS-сообщений на короткие платные номера.

Портал и интернет должны корректно работать на всех ноутбуках, планшетах, смартфонах и других устройствах, независимо от их производителя, операционной системы или браузера, который использует пользователь, обещают в компании.

В предоставлении информационных услуг в поездах в настоящее время принимают участие операторы, применяющие различные технические решения и использующие различные модели оборудования для обеспечения связи через спутниковые и сотовые сети.

Как выяснилось в результате тестирования, для организации устойчивого широкополосного доступа к интернету по всем направлениям необходимо применение дорогостоящего гибридного решения с использованием как спутникового канала (спутниковая технология VSAT — Very Small Aperture Terminal), так и сетей 3G. Однако на направлениях, где покрытие сетями сотовых операторов достаточно велико (прежде всего, это северо-западное и южное направления), возможно обойтись и без использования спутниковых каналов связи, отмечают в ФПК.

О планируемых сроках реализации проекта пока неизвестно: по словам представителей ФПК, главная проблема, с которой компания сталкивается при реализации проекта, — неготовность вагонной информационной структуры большей части поездов компании, из-за чего требуется большая работа по модернизации.

«Кроме того, как показал опыт, есть трудности с организацией работы проводников — ведь непосредственными продавцами услуг являются именно они, а продажа высокотехнологичных услуг требует совсем другого подхода и подготовки, чем реализация, например, чайной продукции, — рассуждают в пресс-службе компании. — Но, конечно, все эти трудности преодолимы, и мы уверены, что через несколько лет информационные услуги в значительной части поездов ОАО «ФПК» станут привычными».

Исходя из планируемых тарифов, услуга доступа в интернет в поездах будет иметь, скорее всего, ограниченный спрос — на уровне не более 3–5% пассажиров,

убежден руководитель департамента беспроводных технологий аналитической компании J'son & Partners Consulting Виталий Солонин. «Многое будет зависеть от качества предоставляемой услуги (скорость доступа, пинг, стабильность соединения и пр.) и от качества покрытия мобильной связи 3G/4G вдоль железной дороги на конкретном направлении, — рассуждает он. — Если доступ по 3G/4G на данном направлении будет приемлемого качества, то особого смысла покупать услугу у ФПК нет, поскольку пользователи смогут выйти в сеть самостоятельно».

В любом случае инициативу железнодорожников следует воспринимать положительно как дополнительную возможность для пассажиров, которым требуется доступ в интернет, отмечает аналитик.

Услуга доступа к сети интернет на сегодня является востребованной. В условиях поезда, когда у пассажиров появляется много времени, которое необходимо чем-то занять, услуга востребована вдвойне, констатирует аналитик MForum Analytics Алексей Бойко.

«Большинство пассажиров имеют при себе мобильные устройства с поддержкой Wi-Fi и хотят получить возможность оставаться на связи с друзьями и близкими в социальных сетях, а также доступ к контенту, — констатирует эксперт. — В РЖД справедливо рассчитывают на то, что часть пассажиров готова платить за такие услуги».

Основные способы обеспечить доступ к сети интернет на сегодня такие: для поездов на маршрутах, где обеспечивается более или менее плотное покрытие сетей сотовой связи, можно решать проблему за счет установки на вагоне мобильного роутера. Такой роутер получает доступ в интернет через несколько подключенных к нему модемов LTE/3G и раздает его пользователям в поезде по Wi-Fi.

Второй способ еще дороже и при этом обеспечивает весьма скромные параметры пользования: нужно арендовать спутниковый канал интернет-доступа, оборудовать поезд одним-двумя терминалами VSAT и раздать полученный интернет по вагонам в рамках Wi-Fi.

Но в условиях малонаселенной и растянувшейся на тысячи километров вдоль Северного Ледовитого океана России зачастую это единственно возможный способ доступа к интернету из поезда — сотовые сети LTE/3G у нас до сих пор обеспечивают лишь очаговое покрытие, если говорить об охвате территории, рассказал Бойко.

Даже с учетом сложностей реализации цена в 100 руб. за час с абонента — не самая низкая, говорит аналитик. «Остается посетовать, что РЖД — монополия и нет других поездов, где, возможно, пассажирам предложили бы интернет бесплатно или по льготным тарифам, скажем, в 100 руб. за поездку. Тем более у меня есть немалые сомнения в том, каким будет качество предоставляемой услуги — вряд ли можно будет сравнить пользовательский опыт клиентов в поезде и, скажем, в условиях поездки по городу на автобусе», — заключил он.

Новости и материалы
Блинкен полетит в Израиль после Китая
Россияне активно готовятся к походам на майские
Российского депутата подозревают в участии в нежелательной организации
Ученые выяснили, что дорожный шум вредит птенцам и яйцам
В Тегеране назвали виновных в терактах в Иране и России
В РФ спустили на воду учебный корабль для вертолетчиков
Педиатра, оскорбившую память российского солдата, арестовали
При разборе завалов дома в Токмаке нашли тело мужчины
Дума обсуждает запрет в области криптовалют
В РФ семьи с высоким доходом могут исключить из программы льготной ипотеки
Памятник советским солдатам сбросили с постамента в украинском Ровно
Школьница упала с лошади и очутилась в реанимации с разрывом почки
В Аргентине открыли новый вид проворных травоядных динозавров
Экспортную пошлину на золото могут обнулить
Петербуржец подстроил нападение на возлюбленную, чтобы ее впечатлить, но попал под суд
ВСУ обстреляли Белгородскую область
Эрдоган приедет в США в следующий раз
Ведущие пловцы мира готовят многомиллионный иск против WADA
Все новости