Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Гаджет

Pichi Chuang/Reuters

Microsoft теряет мобильность

Почему Microsoft массово увольняет сотрудников мобильного подразделения

Алексей Короткин

Генеральный директор Microsoft решил уволить еще 7,8 тыс. сотрудников мобильного подразделения и оптимизировать линейку смартфонов для снижения расходов. Это породило слухи о поражении корпорации на рынке смартфонов. Ситуацию не может спасти даже выход мобильной версии столь ожидаемой Windows 10.

Глава Microsoft Сатья Наделла продолжает политику самых масштабных сокращений в истории Microsoft, в рамках которой должно быть уволено 18 тыс. сотрудников. В настоящее время штат компании насчитывает 118 тыс. человек по всему миру.

От оптимизации персонала особенно пострадает штат ранее приобретенного за $7,2 млрд мобильного подразделения Nokia. В прошлом месяце компанию уже покинул бывший генеральный директор Nokia Стивен Элоп, ранее присоединившийся к Microsoft после покупки финской компании. А из уволенных 7,8 тыс. сотрудников около 2,3 тыс. потеряют работу в Финляндии. Финское правительство уже выразило свое разочарование этим решением Microsoft.

Ранее корпорация, по сути, признала неудачными инвестиции в покупку Nokia, списав в убыток связанные с этой сделкой расходы на общую сумму $7,6 млрд.

Очевидно, что попытка Microsoft составить конкуренцию смартфонам на базе iOS и Android со своей Windows Phone и линейкой Lumia провалилась. Крупнейшие производители мобильных устройств Samsung, HTC, LG, Sony не поддержали платформу и не увидели смысла конкурировать в нише, где собственная марка Microsoft Lumia занимает около 90%. Пользователям не пришелся по вкусу плиточный дизайн Windows 8, а производители мобильных приложений не стали тратить ресурсы на столь малую часть аудитории.

По подсчетам аналитиков IDC, доля Microsoft Windows на рынке смартфонов к концу 2015 года должна составить всего лишь 3,2%.

В результате корпорация решила вернуть расположение пользователей ПК и ноутбуков и сосредоточиться на десктопной версии Windows 10. Мобильная Windows 10 выйдет значительно позднее. Основной нишей для планшетов Surface останется корпоративный сегмент, а линейка смартфонов будет существенно сокращена и превратится, по словам Наделлы, в «более эффективное портфолио устройств, состоящее из лучших продуктов».

Это означает, что о дальнейшем росте доли смартфонов на базе Windows речи уже не идет. Microsoft не сможет наращивать продажи с ограниченным количеством устройств, как Apple, да и занять сразу несколько рыночных ниш с огромным ассортиментом моделей, как это делает Samsung, тоже не получится.

 Одной из новинок компании стал бюджетный смартфон Microsoft Lumia 540 Dual Sim
Одной из новинок компании стал бюджетный смартфон Microsoft Lumia 540 Dual Sim
Pichi Chuang/Reuters

Более того, Microsoft продолжает экспансию на iOS и Android, портируя под эти платформы свои программные продукты и лучшие «фишки» Windows 10 Mobile. Выход на конкурентных ОС голосового помощника Cortana и других значимых приложений лишает собственную платформу Microsoft какой-либо уникальности.

По сути, все это равносильно поражению Microsoft на нынешнем рынке мобильных устройств.

Но тогда зачем корпорация сохраняет убыточное мобильное подразделение и даже объединяет его с другими производственными отделами?

Дело в том, что Microsoft не может отказаться от мобильного рынка. Ведь в будущем это приведет к полной потере аудитории, ушедшей с десктопа на мобильные и онлайн-сервисы конкурентов. И корпорация понимает, что вполне может лишиться значительной части бизнеса.

Microsoft пока проиграла на рынке смартфонов, но отнюдь не намерена сдавать позиции в сфере носимых мобильных устройств, которым аналитики прогнозируют бурный рост уже в самое ближайшее время. Об этом красноречиво говорит и успех шлема дополненной реальности Microsoft HoloLens.

 Очки дополненной реальности Microsoft Hololens
Очки дополненной реальности Microsoft Hololens

Однако чтобы справиться с этой задачей Microsoft необходимо сохранить фанатскую аудиторию своих мобильных устройств и игровой консоли Xbox, чтобы за счет нее получать большие данные о привычках и моделях поведения пользователей и информацию о том, какие технологические решения востребованы в повседневной жизни. Все это и подразумевает гендиректор Microsoft под своими словами о «переосмыслении» в мобильной области.

Именно поэтому Наделла сливает все производственные подразделения корпорации в одно и вводит его в состав пока еще весьма успешного направления Windows 10, чтобы на данном этапе избежать претензий инвесторов.

Таким образом, Microsoft отнюдь не оставит попытки развития всего спектра своих продуктов. Смартфоны Lumia, планшеты Surface, браслеты Microsoft Band и очки HoloLens будут продаваться для фанатской аудитории и отдельных рыночных ниш, например, корпоративного сегмента.

 Смарт-браслет Microsoft Band
Смарт-браслет Microsoft Band

Для подобных экспериментов Google использует свои устройства Nexus. Компания не рассчитывает на сколько-нибудь серьезный успех этих устройств на рынке, а их продажи могут негативным образом отразиться на отношениях с партнерами — производителями смартфонов. Однако Nexus позволяет получать важные данные о поведении пользователей.

После оптимизации мобильное направление Microsoft далеко не обязательно останется убыточным и не сможет получить более широкого распространения. Несмотря на очевидный проигрыш на рынке смартфонов, нельзя говорить о неудаче платформы Windows Phone.

«Несмотря на то что перспектива Windows Phone пока не ясна и у платформы небольшая доля на рынке, в последнее время можно было наблюдать существенный темп роста потребительского спроса», — рассказал «Газете.Ru» ведущий аналитик iKS Consulting Максим Савватин.

По его словам, для дальнейшего успеха платформы необходимо улучшить ряд ключевых моментов. Так, Windows 10 Mobile проигрывает в количестве приложений и их стабильности. Такое отставание непросто ликвидировать, но Microsoft будет этим заниматься.

«По сути, для мобильного подразделения компании все началось лишь с покупкой Nokia и выходом первой полноценной мультиплатформенной ОС», — подчеркивает Савватин.

Эксперт полагает, что в дальнейшем все будет зависеть от маркетинга и поддержки сторонних производителей, поскольку пока Microsoft занимается своей платформой в одиночку. Ее доля будет расти, но в обозримой перспективе это не сильно повлияет на позиции Apple и Google.