Слушать новости
Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Интернет

Дональд Трамп
Дональд Трамп
facebook/DonaldTrump

Facebook выбирает президентов

Как социальные сети могут повлиять на предвыборную гонку

Алексей Короткин

Исход выборов президента США будет зависеть в том числе и от популярности кандидатов в интернете и социальных сетях, считают исследователи. «Газета.Ru» выяснила, как соцсети влияют на популярность политиков и их электорат.

В исследовании, опубликованном в американском журнале «Экспериментальная политическая наука», подверглись изучению коммуникации политических кандидатов с гражданами в социальных сетях и их влияние на восприятие кандидатов и их выбор при голосовании. Для этих целей была набрана группа из 183 респондентов и созданы фальшивые профили неких политиков. Половине респондентов показывали публикации от имени кандидатов с позитивными комментариями пользователей и отметками «нравится», другой половине — с негативными.

Выяснилось, что те пользователи, которые видят позитивные комментарии и «лайки» под постами кандидатов, скорее всего, будут воспринимать их позитивно и проголосуют за. Те респонденты, которые столкнулись с негативными комментариями под публикациями кандидатов, будут воспринимать их с недоверием и проголосуют против.

Также оказалось, что от того, отвечает ли кандидат на позитивные или негативные комментарии и насколько хорошо он это делает, изначальное восприятие изменяется слабо.

Пользователи больше доверяют комментариям «обычных людей», чем публикациям и ответам кандидатов или PR-специалистов, скрывающимся за их аккаунтами.

С этой особенностью поведения пользователей социальных сетей ранее было связано решение Facebook ввести алгоритмическое отслеживание фальшивых новостей на основе данных об удалении поста из лент и сообщений пользователей. Замеры показали, что эмоционально заряженная фальшивая новость распространяется репостами куда сильнее, чем последующее ее опровержение, которое несет в себе разочарование и разрушение уже воспринятого мозгом мифа. Так, фальшивая новость о женщине, которая сделала себе третью грудь, распространилась почти в два раза сильнее, чем ее опровержение.

 Фэйк о трехгрудой женщине репостили в два раза чаще его опровержения
Фэйк о трехгрудой женщине репостили в два раза чаще его опровержения

Социальная сеть при этом заявила, что не хочет брать на себя роль цензора и не будет удалять публикации, а лишь пометит их как фейки.

Журналист The New York Times Майк Айзек в своем твиттере раскритиковал намерение Facebook доверить распознавание фейков пользователям, большинство из которых по-прежнему используют password и 123456 в качестве пароля.

При этом Facebook по-прежнему предоставляет возможность редактировать заголовки и превью текста новости (изначально планировалось, что это позволит исправлять ошибки в оригинале) при репосте материала известного издания, которому доверяет аудитория. Оригинальная картинка и веб-адрес крупного ресурса при этом сохраняется, что делает репост выглядящим правдоподобно. Эта неочевидная функция социальной сети может быть использована для создания ложного первого впечатления аудитории о политических деятелях.

 Оригинальная и фальшивая новости в Facebook
Оригинальная и фальшивая новости в Facebook

О том, что подобные эмоционально заряженные публикации о политиках могут весьма быстро и широко распространяться в социальных сетях, говорит, например, известный провал одного из кандидатов в президенты США Дональда Трампа, на агитационном плакате которого пользователи обнаружили нацистских солдат.

 Социальный провал Дональда Трампа
Социальный провал Дональда Трампа

На подобные политические киберинтриги будут выделяться значительные деньги. Сам Facebook также претендует на свою часть предвыборного пирога и делает многое, чтобы отобрать как можно больше денег у ТВ и других традиционных медиа. В частности, в октябре 2014 года исследовательское подразделение социальной сети без тени сомнения опубликовало результаты негласного эксперимента над своими пользователями, в ходе которого устанавливалось влияние позитивных и негативных публикаций в ленте на общее настроение человека и его восприятие других постов. Можно предположить, что целью было достижение более позитивного восприятия рекламных размещений за счет перетасовки ленты.

 Результаты исследования Facebook о влиянии постов на настроение пользователей
Результаты исследования Facebook о влиянии постов на настроение пользователей

В результате оказалось, что влияние позитивных и негативных постов на общее настроение пользователя незначительно. Однако сам факт, что Facebook без разрешения проводит эксперименты над людьми, вызвал бурю негодования. Цукербергу пришлось раскошелиться на создание комиссии по этике с привлечением представителей общественности и обучение персонала новому этическому кодексу социальной сети.

 Элизабет Ноэль-Нойман
Элизабет Ноэль-Нойман

Наконец, исследование Pew Research Center разрушило миф о том, что социальные сети поощряют пользователей высказывать свое мнение. Выяснилось, что они, наоборот, стимулируют эффект «спирали молчания», описанный немецким политологом Элизабет Ноэль-Нойман в 1974 году. Суть этого эффекта заключается в том, что большая часть аудитории боится высказывать свое мнение, если оно противоречит убеждению, сложившемуся в обществе, под угрозой не потерять принадлежность к своей социальной группе. Этот эффект широко наблюдался в рунете во время обострения событий на Украине.

С ростом политической активности в социальных сетях и перетеканием туда денег из ТВ-сферы и других традиционных каналов агитации недобросовестное их использование будет только усиливаться. Аудитории же остается лишь вырабатывать навыки распознавания фейков и обрести иммунитет к агентам влияния.