Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Скучные смартфоны»: как рынок гаджетов оказался в тупике

Почему производители смартфонов отказываются от единообразия

Этот год, вероятно, станет новой точкой отсчета для всей мобильной индустрии. Именно в 2018 году крупные производители гаджетов представили смартфоны, чей дизайн отличался от всего, что было создано за предыдущие десять лет. Какие именно телефоны можно считать самыми странными, и почему вендоры начали делать ставку на необычность — в материале «Газеты.Ru».

Камера на выезде

Все началось с компании BBK Electronics, чьи два бренда Vivo и Oppo выпустили смартфоны с моторизованным stealth-камерами. Первой была модель Vivo Nex. Это смартфон с огромным экраном (6,59 дюйма, что больше, чем у iPhone XS Max) и очень высоким на тот момент показателем screen-to-body ratio — 91,24%.

Разработчики Vivo Nex просто спрятали фронтальную камеру в корпус, а сканер отпечатков убрали прямо в экран. Если же владелец Vivo Nex хочет сделать селфи, то фронтальная камера эффектно выезжает из верхней грани смартфона.

Разработчики Oppo Find X поступили еще радикальнее, и в верхний выдвижной блок они поместили все камеры — и фронтальные и основные. Получился по сути своеобразный автоматический слайдер. Такое решение связанно с тем, что в Oppo Find X не просто фронтальная камера, а целый блок с проектором и 3D-сканером. Он так же, как и iPhone X, распознает владельца по лицу. При этом в Oppo решили не делать «челку», а спрятали весь блок камер в корпус смартфона.

«Производители смартфонов попали в ловушку, затеяв соревнование, у кого выше показатель Screen-to-body ratio. По последней моде считается, что чем уже рамки вокруг экрана, тем лучше. В такой парадигме ни для камеры, ни для сканера отпечатков на фронтальной панели смартфона просто нет места. Вендоры в этой ситуации пошли тремя путями: вырез на экране, выезжающая камера или слайдер. Причем очевидно, что вырез на экране будет все меньше и меньше по размерам», — говорит ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

Слайдеры снова в моде

В конце октября — начале ноября 2018 года сразу три крупные китайские компании с интервалом в несколько дней представили смартфоны-слайдеры — такой форм-фактор был популярен у производителей еще в нулевых годах.

Первым был Xiaomi Mi Mix 3 — смартфон-слайдер в керамическом корпусе. В его выдвижной части находится стандартный блок: фронтальная камера, вспышка, динамик. Приложение «Камера» автоматически активируется при сдвигании слайдера, а сканер отпечатков пальцев предсказуемо расположен на задней панели. Таким образом, экран занимает 93,4% площади фронтальной поверхности Mi Mix 3.

Honor Magic 2 — более «навороченный» вариант слайдера, чем Mi Mix 3. В нем шесть камер, и один из самых производительных мобильных процессоров в мире Kirin 980. Сканера отпечатков пальцев в этом аппарате нет, так как в сдвигающейся части, помимо трех фронтальных камер, находится и специальный модуль для разблокировки и авторизации по лицу владельца. Принцип работы такой же, как и в iPhone X — проектор и 3D-сканер.

Спустя сутки или даже меньше после анонса Honor Magic 2 компания Lenovo представила свой слайдер — Z5 Pro.

Это самый бюджетный слайдер из трех — в Китае он будет стоить примерно $290. Его показатель Screen-to-body ratio чуть меньше, чем у Honor Magic 2, но тоже внушителен — 95,06%. Это смартфон среднего ценового диапазона, но в нем умудрились разместить, как встроенный в экран сканер отпечатков, так и 3D-модуль распознавания владельца по лицу.

Почему же три слайдера были представлены практически одновременно? Эксперты полагают, что все дело в покупателях, которых становится все сложнее удивить.

«Современные смартфоны стали скучными. И это не красивый лирический оборот, а реальная боль маркетологов и угроза для дальнейшего роста бизнеса производителей, которым с каждым годом все сложнее продавать одинаковые трубки. Идет чудовищная унификация, какой не было никогда за всю историю рынка.

В гонке за прибылью каждая компания боится ошибиться, сделать что-то неправильное и потерять покупателя. В итоге все копируют друг друга, оглядываясь на лидера по прибыльности бизнеса (Apple), как на эталон. Так, если в 2016 году только 7% смартфонов были со стеклянной «крышкой», то в 2018 их уже 26%, а к 2020 году будет 60%. Про пресловутый «козырек» и другие элементы оформления я вообще молчу, аналогично с большинством внутренних компонентов», — говорит руководитель HiTech Mail.ru Дмитрий Рябинин.

На прошедшем в Барселоне Mobile World Congress 2018 многие ведущие эксперты отмечали процесс коммодитизации мобильного рынка, то есть обезличивания и потери значимых для потребителей различий между разными смартфонами. С точки зрения бизнеса это очень плохой тренд.

По мнению Рябинина, ситуация, когда покупатели не видят смысла менять свой смартфон каждый год, а в некоторых странах даже каждые два-три года – это серьезнейшая проблема для производителей.

«В России две трети пользователей ходят с одним смартфоном больше трех лет, просто пока он не сломается. На мой взгляд, это явное движение в сторону категории бытовой техники по опыту использования и обмена. Мы не покупаем новый чайник или микроволновку, потому что в них меньше рамки дисплея или чуть обновили подставку, ручку, кнопки. И менять бытовую технику каждый год, просто потому что вышла новая модель, тоже никому в голову не приходит. Меняют чаще всего, когда ломается старая. Это тупик для рынка смартфонов. Если ничего не менять, то развиваться дальше будет возможно в основном за счет каннибализации, т.е. перетягивая на себя одеяло с конкурентов», — заявил собеседник «Газеты.Ru».

Тонкие и гибкие

Еще одним новым направлением для мобильной индустрии могут стать смартфоны с гибкими экранами. Глава подразделения мобильных продуктов Samsung Electronics Донг Джин Ко недавно сообщил, что компания уже готова представить смартфон с гибким экраном. Презентация нового смартфона состоится на конференции Samsung Developer Conference в ноябре. По словам Ко, в раскрытом состоянии устройство может будет использовать в качестве планшета, а эксперты, видевшие прототип, сообщили «Газете.Ru», что у смартфона будет несколько дисплеев.

Один из главных конкурентов Samsung компания LG также пытается создать аппарат с гибким дисплеем. В интервью ресурсу Android Headlines представители LG сообщили, что компания не стремится стать первым производителем, который выведет такие смартфоны на рынок.

В LG хотят уделить больше времени анализу этого форм-фактора и выпустить, как говорят в компании, «наиболее интересный» с потребительской точки зрения смартфон c гибким экраном.

«Тренд на то, что с каждой годом средний размер экрана увеличивался, подтолкнул компании к разработке смартфонов с гибкими дисплеями. Просто наращивать размер диагонали и увеличивать размеры смартфонов стало невозможным, а гибкий или складывающийся экран, это как раз одно из решений, позволяющее увеличить размер дисплея без радикального увеличения габаритов аппарата. Сейчас складывающиеся экраны для массовой коммерческой эксплуатации готовы делать только в Samsung. Более того, они готовы продавать их сторонним компаниям, тут вопрос только в цене и величине партий. Возможно, что мы увидим такие аппараты не только у Samsung, но и в Huawei, и даже в Apple», — говорит Эльдар Муртазин.

По словам Рябинина, такая активность в поиске новых форм-факторов для смартфонов связана в первую очередь с тем, что дорогие и высокомаржинальные флагманы стали слабо отличаться от смартфонов, которые стоят в 2-3 раза дешевле.

«Сами пользователи тоже стали более опытными и искушенными — уже недостаточно предложить им просто улучшенный моноблок в красивой обертке, а нужно удивить. Современный потребитель все реже готов платить большие деньги, если в смартфоне нет чего-то особенного. В итоге компании начали активно вкладываться в R&D [исследовательские работы] и искать выход из тупика. На мой взгляд, мы стоим на пороге интересных перемен, когда рынок будет уходить от клонирования в сторону необычных форм-факторов в дорогих моделях с целью продолжить зарабатывать на прежнем уровне и заставить нас чаще менять свои смартфоны», — заключил эксперт.

Новости и материалы
Стало известно об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Байден не интересуется действиями Трампа в судебных процессах
В Венесуэле сообщили, что страна считает себя частью БРИКС
Выяснилась причина, зачем родители нагружают детей секциями и проверяют их телефоны
Депутаты поделились идеями насчет отдыха на майские праздники
Белоруссия прописала в военной доктрине недопустимость нападения на другую страну
Солдатам ВС Франции обещают солидное вознаграждение за участие в боях на Украине
В Пентагоне признали провал поставленного США на Украину оружия
Маркировку о вреде для природы предлагают наносить на пластиковую посуду
Советники Трампа обсуждают санкции против стран, уходящих от доллара
Белоруссия будет помогать союзникам военной силой
Большинство россиян на отдыхе доверяют только своей аптечке
Ракетную опасность отменили в Белгороде и Белгородском районе
В МИД прокомментировали заявления Польши насчет размещения ядерного оружия США
Ученые нашли огромную концентрацию кокаина в водах крупнейшего порта Латинской Америки
В финском городе дважды за неделю сорвали украинский флаг у здания мэрии
В Белгороде и Белгородском районе объявлена ракетная опасность
Россиянам рассказали о погоде на Первомай
Все новости